Актриса, режиссёр, писатель Татьяна Догилева – любимица фортуны. Судьба щедро дарила ей подарки и многое требовала взамен.
Более 140 сыгранных ролей в кино, множество премий и наград, огромная актёрская жизнь, но что в ней больше – радости или горечи от потерь, счастья или горя? Едва ли можно подвести баланс, потому что нет в мире таких весов.
Детство
Биография большой актрисы началась в рабочем районе Москвы, когда 27 февраля 1958 года в семье Анатолия и Анны Догилевых родилась девочка. Имя Таня придумал для нее старший брат Володя, которому было тогда 5 лет. Семья жила очень скромно, родители и дети ютились в одной небольшой комнате в коммунальной квартире. Отец и мама были простыми рабочими на заводе, но они хотели для своих детей лучшей жизни, поэтому поощряли занятия ребят во всевозможных кружках и секциях.
Актриса в детстве. Кадр из фильма “Отдать швартовы!” 1971 года
Володя любил математику, а Таня занималась танцами и художественной гимнастикой. Её детство было таким же, как и у большинства советских детей, девочка хорошо училась, а в свободное время любила читать.
Книга Александра Грина «Блистающий мир» стала для нее чудесным открытием, а тот мир, который она уже тогда видела во сне – существовал на самом деле. И Таня отправилась поступать в Цирковое училище, но не поступила. Ей было всего 10 лет, когда она впервые услышала слова «не сценическая внешность». Как ни странно, девочка легко пережила первую неудачу и вскоре забыла о ней. Она и сама знала о том, что отличается от других детей, а если её не взяли в этот блистающий мир, значит, он не настоящий.
Брат Володя уже учился в Московском инженерно-физическом институте, и вся семья гордилась его успехами. Родители хотели, чтобы дочь тоже поступила в ВУЗ, но она их ожиданий не оправдала.
Таня занималась в студии Юного актёра и мечтала стать актрисой. Ей было 14 лет, когда она снова услышала слова о своей неподходящей для актрисы внешности. Тогда руководитель студии отговаривал девушку от поступления на актёрское отделение, но она не слушала никого и, словно мотылёк, летела к своей мечте, на свет огней, которыми манил её блистающий мир кино и театра.
Детство и юность
Татьяна Догилева родилась 27 февраля 1957 года на окраине Москвы. Главная достопримечательность района — мукомольный завод, где работали родители: Анатолий Михайлович и Анна Афанасьевна. В семье кроме будущей актрисы был брат Володя, на пять лет ее старше, с рождения находился на инвалидности: у него были сильно искривлены ноги, ходить мог только с палкой. Но несмотря на это мальчишка был настолько симпатичным и добрым, что любили его все, а Таня — так просто обожала.
Но узнав, что при Центральное телевидении есть Студия юного актера, Татьяна поспешила, туда записаться. А после окончания школы решила поступать в театральный. Слух об этом разнесся пс всему району! Старушки у подъезда, большие любительницы посплетничать, встречали Танину мать едкими фразами «Артисткам-то надо спать с режиссерами!» «Ну и пусть спит!» — следовал ответ.
Догилева подала документы во все столичные театральные вузы и… всюду провалилась на экзаменах. Только с пятой попытки ее зачислили в ГИТИС. Татьяна восприняла свою удачу как аванс судьбы стала упорно работать.
Блистающий мир
В 1974 году девушка поступила в институт театрального искусства. Это была не первая попытка, но именно она оказалась удачной, и Таня стала студенткой ГИТИСа, этого прославленного учебного заведения.
На одном курсе с ней учились Юрий Стоянов и Виктор Сухоруков, с которыми она дружила и много времени проводила вместе.
На фото Татьяна Догилева и Юрий Стоянов в молодости
Между Юрием и Таней возникло первое яркое чувство влюблённости, и девушка с головой погрузилась в эти романтические отношения. Но уже через некоторое время она поняла, что любовь мешает ей учиться, и тогда Татьяна решила прекратить отношения со Стояновым.
Блистающий мир потребовал первую жертву, открыв счёт потерям и радостям, которые сопровождали актрису на протяжении всей жизни. Во время учёбы Татьяны в институте в семье Догилевых случилась беда: по трагической случайности её брат Володя получил травму головы и стал инвалидом. Но молодой человек не опустил руки, он пытался восстановить навыки речи и координацию движений и в этом ему очень помогали родители и сестра.
Дипломный спектакль курса стал настоящей сенсацией, но особенный эффект на преподавателей и зрителей произвела Догилева. В постановке «Много шума из ничего» эта юная тонкая девушка с необычным разрезом глаз играла Беатриче.
В 1978 году она окончила учёбу и поступила в театр Ленком, и в этом же году она сыграла свою первую роль в кино. Нина Бабайцева в фильме «Безбилетная пассажирка» – это воплощённая на экране молодость, задор, любовь к жизни и большие надежды, это она сама, Таня Догилева.
Кадр из фильма «Безбилетная пассажирка» 1978 года
В Ленкоме актриса была занята всего в нескольких работах, и хотя ей нравилась сцена, съемки в кино привлекали больше. Актриса получила множество предложений, среди которых были главные роли и совсем небольшие, эпизодические.
Именно тогда, в период с 1978 по 1989 годы, Догилева становится звездой: её фотографии украшают обложки журналов, о ней говорят, ей стараются подражать молодые девушки. Актриса снялась в таких кинолентах, как «Покровские ворота», «Блондинка за углом», «Мой любимый клоун», «Забытая мелодия для флейты» и других, ставших любимыми для миллионов людей. Партнёрами Татьяны были Виктор Павлов, Владимир Ильин, Андрей Миронов, Леонид Филатов и Олег Меньшиков. А в фильме «Афганский синдром» актриса снялась с итальянской звездой Микеле Плачидо.
Кино
Режиссёры кино заметили молодую талантливую артистку после спектакля «Жестокие игры» в «Ленкоме» и стали приглашать её на съёмки. Несмотря на то, что Таня полностью отдавалась театру и выкладывалась на сцене стопроцентно, ей хотелось большего – популярности и славы. А этого можно было добиться только в кино. Сниматься она начала много и с удовольствием.
Её дебют состоялся в картине «Безбилетная пассажирка» в 1978 году, где она сыграла молодую штукатурку Нину, которая решила отправиться на БАМ, но забыла купить билет на поезд. В этом же году на советские экраны вышла кинолента «Поздняя встреча», где Догилевой досталась роль Тани Гущиной – дочери главного героя, которого играл Алексей Баталов. Затем была Юленька Кукушкина в музыкальной комедии «Вакансия» по пьесе Островского «Доходное место» и Настя, дочь Вологжиных, в драме «Василий и Василиса».
А в 1982 году уже вышло несколько картин с Татьяной Догилевой, и среди них знаменитые «Покровские ворота», сделавшие актрису звездой.
После этого Татьяна стала настолько востребованной, что только в 1983 году вышло сразу семь фильмов с её участием:
- «Вам телеграмма»;
- «Кое-что из губернской жизни»;
- «Петля»;
- «Нежданно-негаданно»;
- «Вольный ветер»;
- «Дважды рождённый»;
- «Отцы и дети».
В 1984 году вышла любовная трагикомедия режиссера Владимира Бортко «Блондинка за углом». Догилевой досталась главная роль Надежды, работающей в торговле. А её партнёром по фильму был Андрей Миронов, сыгравший бывшего учёного Николая Порываева. Картина имела невероятный успех у зрителей, только в 1984 году её увидело 24 100 000 человек.
Догилева не всегда играла главных героинь, но её второстепенные персонажи были такими, что запомнились зрителю надолго:
- Марина, дочь Любомудрова в фильме «Прохиндиада, или Бег на месте»;
- Михайлова в «Личном деле судьи Ивановой»;
- Валя в картине «Не ходите, девки, замуж»;
- Анна в «Бармене из «Золотого якоря»;
- Полина Челубеева в фильме «Мой любимый клоун».
В 1987 году Таня сыграла ещё одну свою знаменитую роль – медсестру Лиду в «Забытой мелодии для флейты». Режиссёр Эльдар Рязанов снял картину по сценарию Эмиля Брагинского. В ней показан закат советской власти и внезапно вспыхнувшая любовь между представителями разных сословий – высокопоставленного чиновника Леонида Семёновича Филимонова и медсестры из его управления Лидии. Партнёром Догилевой был Леонид Филатов. На тот момент в Советском Союзе объявили гласность, и в картине впервые были затронуты запретные темы: секс, чиновничий бюрократизм, скудность быта обычных советских граждан.
После «Забытой мелодии для флейты» на актрису Татьяну Догилеву начался настоящий бум. Очень много поступало предложений от режиссёров, множество разноплановых ролей сыграла эта талантливая женщина:
- Тамару в «Яме»;
- Катю в «Афганском изломе»;
- Наталью в «Говорящей обезьяне»;
- любовницу генерала Киримова Зою Анатольевну в фильме «Линия смерти»;
- Марину в «Охоте на сутенёра»;
- Любочку-паспортистку в картине «Не хочу жениться!»;
- Вику в «Импотенте»;
- Свету в «Детях понедельника»;
- Ольгу в фильме «Восток-Запад»;
- Киру в «Бульварном переплёте».
Таня снималась у самых именитых режиссёров, её партнёрами были лучшие российские актёры, а фильмы с участием Догилевой навсегда вошли в Золотой фонд отечественного кинематографа.
С началом 2000-х годов актриса всё больше стала сниматься в сериалах:
- «Участок»;
- «На вираже»;
- «Виола Тараканова 2»;
- «Гибель империи»;
- «Моя прекрасная няня»;
- «Люба, дети и ;
- «Доктор Тырса»;
- «Ангел в сердце»;
- «Мамочки».
Творческие достижения Догилевой многократно оценивались по заслугам:
- в 1989 году она стала Заслуженной артисткой РСФСР;
- в 1992 году получила премию «Кинотавр», так как исполнила лучшую женскую роль в картине «Афганский излом»;
- в 2000 году Татьяна получила звание Народной артистки России.
Новые роли
Наступившие 90-е годы оказались для актрисы очень непростым периодом, как в карьере, так и в личной жизни. Предложений не стало меньше, но время требовало других сюжетов и других, более раскованных и сексуальных героинь. Татьяне было непросто приспособиться к новым реалиям, но она сделала это. Ведь она – Татьяна Догилева, актриса, она может всё, а то, что устаёт и не высыпается, так это ничего, она уже привыкла.
«Жених из Майами» 1994 год
«Пчёлка», «Жених из Майами», «Дети понедельника», «Жмурки», каждый фильм – шедевр, а её актёрское мастерство и умение перевоплощаться – поразительны. Став любимой актрисой всей страны, она много ездила по стране, общалась с поклонниками, принимала участие в фестивалях и театральных постановках.
В это время судьба наносит актрисе удар, оправиться от которого ей было непросто: сначала погиб брат, а вскоре умер отец. Татьяна словно умерла сама, и умерла бы, но она должна была поддерживать старенькую маму. А ещё звезда экрана должна была играть и сниматься, но именно работа стала для неё отдушиной. Блистающий мир не померк, но только смех Догилевой на экране был сквозь слёзы, почти навзрыд.
Хроническое недосыпание, бессонница, чрезмерные физические нагрузки привели к нервному срыву, который был уже не первым, и, конечно, не последним. Блистающий мир требует жертв, и актриса сполна платила за успех.
1998 год принёс Татьяне Догилевой славу прекрасного режиссёра. Её постановка пьесы «Лунный свет, медовый месяц», в которой она тоже принимает участие и блестяще играет в любовном многоугольнике вместе с Сергеем Маковецким и Владимиром Стекловым, имела ошеломляющий успех. Но разве могло быть иначе!
Следующие ее режиссёрские работы доказали всем, что режиссёр Догилева талантлива не менее, чем актриса Догилева.
С 2000 года она снова начинает много сниматься в кинофильмах и телевизионных сериалах, главная роль, или второстепенная, для Догилевой не имеет никакого значения. Она не стремится никому ничего доказывать, даже себе.
Сериал “Люба, дети и завод…” 2005 год
«Люба, дети и завод», комедийный сериал 2005 года, российская версия знаменитого американского сериала “Грейс в огне», полюбился зрителям. Сериал получился лёгкий и позитивный, несмотря на трудности, которые преодолевает героиня актрисы. В 2006 году Татьяна вела телевизионное шоу «Две правды», а в 2007 году приступила к съёмкам своего первого кинофильма «Лера», которвй в последствие заслужил высочайшую оценку критиков.
Что бы ни начинала, в чём бы ни пробовала свои силы Татьяна – ей удаётся всё, даже если это экстремальный проект «Последний герой» или «Танцы со звёздами». 2010 год стал настоящим подарком для всех поклонников актрисы: в свет вышла её книга «Жизнь и приключения Светы Хохряковой», где она раскрыла тайны шоу-бизнеса. Её авантюрный роман пришелся по душе читателям и в одночасье стал бестселлером. Вторая книга Догилевой «Тогда, сейчас и кот Серёжа», написанная в жанре дневника, рассказывает о личной жизни актрисы, с её повседневными заботами и делами, и тоже становится популярной.
В 2015 году актриса сняла свой второй фильм «Горизонт», и решила не продолжать карьеру режиссёра. Её снова увлекли съёмки в кино. Последние её работы – яркие, порой очень неожиданные образы в картинах «Хороший мальчик», «Жги!», в сериалах «Брачные игры» и «Джинн».
Татьяна очень тепло говорит о режиссёре картины «Жги!» Кирилле Плетнёве, с которым ее связывает давняя взаимная симпатия и дружеские отношения. Также актрису радует её участие в проекте «О чём говорят мужчины». По словам Догилевой, автобиографический проект актёров «Квартета И» – это новое слово в российском искусстве кино, слово искреннее, и именно поэтому такое нужное зрителю, уставшему от надуманных историй и адаптированных голливудских сказок.
В 2021 году актриса снялась в двух самых ожидаемых кинолентах, в приключенческой драме «Остров Рикоту» и в комедии «Рассвет на горе Адама».
Татьяна Догилева
Татьяна Догилева — популярная российская актриса театра и кино, известность к которой пришла еще в молодости после появления в картинах «Покровские ворота», «Блондинка за углом» и «Забытая мелодия для флейты». Позднее артистка занялась режиссурой, однако не прекратила сниматься в сериалах и полнометражных лентах.
Ранние годы и образование Татьяны Догилевой
Татьяна Догилева родилась 27 февраля 1957 года в Москве.
Родители к театру не имели никакого отношения.
Отец — Анатолий Михайлович и мать — Анна Афанасьевна были рабочими на мукомольном комбинате, старший брат Владимир (на 5 лет старше, умер в середине 1990-х годов) был инвалидом с детства, говорится в биографии Татьяны Догилевой в Википедии.
Татьяна училась в московской школе при Академии педагогических наук. Как и многие девочки, о сцене она мечтала еще со школы и постоянно участвовала в самодеятельных спектаклях.
Татьяна Догилева была отличницей в школе, но успевала заниматься и хореографией, и художественной гимнастикой. В 14 лет Татьяну приняли в студию юного актера при Центральном телевидении.
Она училась в историко-литературном классе и планировала поступать в гуманитарный ВУЗ. Однако в 1974 году поступила в ГИТИС, окончив его в 1978 году (курс В.П. Остальского).
Актерская карьера Татьяны Догилевой
Как сообщает в биографии Догилевой сайт «Узнай всё», на сцене Татьяна оказалась благодаря Марку Захарову, который увидел в актрисе настоящий темперамент. В спектакле «Жестокие игры» Догилева сыграла роль Нельки, а её партнёром был Александр Абдулов.
Татьяна Догилева больше любит театр, чем кино. Однако кинорежиссеры ее заметили, и часто приглашали сниматься. Она сыграла роли в лентах: «Василий и Василиса», «Частная жизнь», «Нежданно-негаданно», «Пчелка», «Отель «Эдем», «Одна на миллион», «Обещание любви», «Жених из Майами», «Покровские ворота».
В 80-е годы Татьяна Догилева хорошо запомнилась всем по роли продавщицы из фильма «Блондинка за углом», где она сыграла вместе с Андреем Мироновым. В фильме «Вакансия» она снималась вместе с Екатериной Васильевой и Роланом Быковым. В «Частной жизни» ее напарниками были Михаил Ульянов, Ия Саввина, Андрей Миронов. Тогда никто не знал, что эти фильмы станут любимыми, и их будут смотреть и в наши дни. Когда снимали «Покровские ворота», никому из актеров сценарий не нравился. Один Козаков знал, что он снимает. Роль «Наяды» вошла в золотую коллекцию Татьяны Догилевой.
В 1998 году Татьяна Догилева впервые попробовала себя в качестве режиссёра. Она поставила спектакль «Лунный свет, медовый месяц» по пьесе английского драматурга Ноэля Кауарда «Частная жизнь». После этого она поставила ещё два спектакля — «Не отрекаются любя…» и «Московские страсти». Зрителям эти постановки понравились, а вот критики были недовольны. После того, как Догилева прочитала убойную критическую статью о первом спектакле, она перестала читать критику вообще.
Попробовав себя в роли театрального режиссера, Догилева решила снять кинофильм. Актриса хотела реализоваться в новом амплуа, пока еще есть желание, силы и энергия. Несколько раз Татьяна пыталась попробовать в кинорежиссуре. Однажды она целых полтора месяца была кинорежиссёром. Уже были подписаны все договора, написаны музыка и стихи, однако картину закрыл продюсер из-за финансовых трудностей.
Но Татьяна на этом не остановилась. И вот за небольшие деньги, в короткие сроки и за маленький гонорар дала Догилевой шанс попробовать себя в роли режиссера. Свой фильм «Лера» (2007) Татьяна Догилева сняла за 12 съёмочных дней!
Работая режиссером, Татьяна Догилева снималась в ситкоме «Люба, дети и завод». Актриса была вынуждена ежедневно по 12 часов быть всё время в кадре. Такой сумасшедший ритм работы на съемках сериала сводил актрису с ума. У Догилевой постоянно менялись партнёры, а ей приходилось всё время говорить, говорить, говорить… Стоит отметить, что с сентября 2006 по июнь 2007 года Татьяна Догилева еще работала телеведущей дневного психологического ток-шоу «Две правды» на НТВ.
Утром Догилева пыталась отключиться от всего и просто идти на съемки. Однако, иногда Догилева срывалась и начинала плакать. Хотя актриса работала с отличной группой и находилась в хороших отношениях с режиссёром. Роль в сериале ей тоже очень нравилась. Однако ежедневные многочасовые съёмки были просто для актрисы настоящим адом. Ради сериала актриса отказалась от всех остальных проектов. Догилева даже отменила театральные гастроли по стране.
Наградой стала премия на кинофестивале «Золотой феникс» за лучший дебют в качестве режиссёра за фильм «Лера» (2007).
Татьяна Догилева активно снималась и далее. Фильмы, сериалы, небольшие роли — всего этого было много. В последние годы в фильмографии Догилевой «О чём говорят мужчины. Продолжение», «Потерянный остров», «Доктор Лиза», сериалы «Обычная женщина» и «Обычная женщина 2», «Склифосовский». Затем сериал «Вампиры средней полосы».
Татьяна Догилева — член Союза кинематографистов РФ, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Татьяна Догилева на телевидении
Из биографии Татьяны Догилевой известно, что ей понравилось участвовать в проекте «Последний герой». У нее было столько неразрешенных проблем, что она с удовольствием хотела уехать именно на необитаемый остров. Она получила невероятные впечатления от этого проекта. Догилева окунулась в мир приключений. После проекта она еще целый год мучилась ностальгией, плакала, ей постоянно снился остров. Также Татьяна Догилева участвовала в проекте «Танцы со звездами».
Взгляды и общественная позиция Татьяны Догилевой
Википедия сообщает, что в декабре 2010 года Татьяна Анатольевна активно выступила против строительства студией Н.С. Михалкова «ТриТэ» гостиницы в Малом Козихинском переулке, принимала участие в пикетировании стройки. Актрису даже задерживали.
Михалков пригрозил Догилевой немедленным исключением из Союза кинематографистов «за неуплату членских взносов».
В своём видеообращении, сделанном в марте 2011 года, Татьяна выступила на стороне защитников Химкинского леса.
В феврале 2012 года вместе с другими градозащитниками препятствовала стройке в Большом Козихинском переулке.
В ноябре 2013 года в Интернете появилась её критика Егора Гайдара.
В марте 2014 года Догилева выступила против политики, проводимой президентом Путиным по отношению к Украине.
Личная жизнь Татьяны Догилевой
Когда Догилева училась в ГИТИСе, у нее был роман с Юрием Стояновым.
Но первый официальный муж Александр появился в 1978 году. Они познакомились на съёмках фильма «Безбилетная пассажирка», в котором он работал осветителем. Вместе пара прожила в течение трёх месяцев и рассталась из-за постоянной загруженности Татьяны в театре и кино.
Второй муж Михаил Мишин — писатель-сатирик, брак продлился с 1990 по 2008 год.
Дочь — Екатерина Михайловна Догилева (род. 1994) — актриса. Живёт и работает в США. Окончила актёрские курсы в Кембридже, Американскую академию драматического искусства.
Звезда редко появляется на телевидении, но в 2021 году для телеканала «ТВ центр» сделала исключение. Актриса Татьяна Догилева рассказала о болезни дочери, борьбе с алкоголизмом, а также о том, что сожалеет о неудавшейся роли жены в браке с Михаилом Мишиным.
О браке с Михаилом Мишиным Догилева вспоминает с некоторым сожалением. Познакомились они на съемках фильма по мотивам оперетты «Вольный ветер». Писатель был соавтором картины и влюбился в актрису. В то время он был женат.
«Единственный брак, который я разрушила, был его. Я сказала, что не хочу быть любовницей. Мы расставались, он уходил, потом возвращался. Не все гладко было в этих отношениях, но они закончились браком. Мне нравилось быть женой, мы были интересная пара — он писатель, я — актриса. Но я не сумела состояться как жена», — рассказала Татьяна Догилева.
В браке у пары родилась дочь Катя несмотря на то, что Догилева с недоумением относилась к тем, кто рожает детей. Раньше она считала, что «маленькие существа ломают жизни». Девочка появилась в тот момент, когда актриса стала не востребованной, а «театр никому не нужен».
В отношениях с дочерью все тоже было не всегда гладко. В какой-то момент девушка заболела анорексией, но сумела победить болезнь. Тот период дался матери и дочери нелегко.
Дочь несколько лет училась за границей, она выбрала актерскую профессию. Сейчас женщины живут вместе. По словам Татьяны Догилевой, дочь ей нужна больше, чем наоборот.
Личная жизнь Татьяны Догилевой
Первое замужество актрисы произошло в 1978 году. На съёмках «Безбилетной пассажирки» актриса познакомилась с Александром, младшим помощником режиссёра. Привлекательный молодой человек был немного старше Догилевой и очень красиво за ней ухаживал. В то время актриса снимала комнату в коммунальной квартире, а вскоре молодые люди решили жить вместе. Но ее мама была против свободных отношений, из-за чего настояла на свадьбе влюбленных.
Брак продлился совсем недолго, и спустя три месяца супруги развелись. В одном из своих интервью актриса вспоминает о своём первом браке без малейшего намёка на сожаление, так как были очень разными по темпераменту. Кроме этого, Татьяна много работала, совмещая работу в театре со съёмками в кино, и Александру приходилось нелегко, он ожидал большего, чем она могла дать ему.
На фото Татьяна Догилева и ее муж Михаил Мишин
Второй муж актрисы – известный писатель, переводчик и сценарист Михаил Мишин. Их отношения начались во время съёмок музыкального фильма «Вольный ветер» в 1983 году. Несколько лет влюбленные встречались, и поначалу Догилеву не беспокоил тот факт, что Мишин женат. Но постепенно их обоих перестали устраивать периодические встречи, и писатель развёлся с первой женой, чтобы жениться на Татьяне.
Бракосочетание состоялось в 1990 году. Их дочь Екатерина родилась в 1994 году, когда Татьяне было уже 37 лет.
По словам актрисы, она не хотела детей, так как работа всегда стояла на первом месте. Беременность оказалась неожиданностью, но сразу после рождения дочери она поняла, что ребёнок – это то, о чём она мечтала всегда.
У девочки с рождения были проблемы со здоровьем, она росла слабым болезненным ребёнком, подверженным аллергии на многие пищевые продукты. В подростковом возрасте Катя решила, что страдает избыточным весом и начала худеть, что пагубно сказалось и на без того слабом здоровье девочки, а вскоре ей был поставлен диагноз – анорексия. Татьяна самоотверженно боролась за жизнь дочери, отдавая ей всю любовь, на которую только была способна, и Катя поправилась.
На фото Татьяна Догилева с дочерью Екатериной
Девушка училась актёрскому мастерству в Англии и США. Вернувшись в Россию, она снялась в нескольких сериалах, доказав, что достойна продолжить актёрскую династию. В 2021 году Догилева развелась с мужем, причем инициатором расставания выступила она сама. Беспокойство за дочь, бесконечные съёмки в кино и гастроли, всё это ослабило здоровье актрисы, она устала.
В 2008 году скончалась её мама, Анна Афанасьевна, Татьяна тяжело перенесла потерю последнего члена своей семьи. В одном из интервью она призналась, что не получила от мужа той поддержки, которая была ей необходима. В эти трудные дни актрису спасала только работа и забота о дочери, о единственном родном человеке. Татьяна предложила Михаилу разъехаться, чтобы отдохнуть друг от друга. Но, пожив врозь несколько месяцев, оба поняли, что расстаться – правильное решение. К тому же, говорит Татьяна в интервью Кире Прошутинской, она больше мама, чем жена.
Фильмы
Первые роли в кино были в основном эпизодические, но играла Догилева их просто блистательно. Миниатюрная блондинка (при росте 164 см вес девушки не превышал 51 кг) отличалась обворожительной улыбкой, которая не могла не запомниться зрителям.
Татьяна Догилева в фильме «Покровские ворота»
Ленты «Частная жизнь», «Пчелка», «Одна на миллион», «Покровские ворота
» дали Татьяне бесценный опыт поведения в кадре, и каждая картина была все лучше и лучше.
Больше всего зрителям запомнилась роль продавщицы из фильма «Блондинка за углом», где ее партнером по съемкам был Андрей Миронов. Образ меркантильной невесты научного работника стал визитной карточкой Татьяны, на долгие годы определив основное амплуа актрисы.
Татьяна Догилева и Андрей Миронов в комедии «Блондинка за углом»
Сыграла Догилева и эпизодическую роль дежурной «Интуриста» вместе с Олегом Басилашвили и Людмилой Гурченко в «Вокзале для двоих» Эльдара Рязанова. У него же она снялась с Леонидом Филатовым в «Забытой мелодии для флейты» в 1987 году. В этой пронзительной картине артистке досталась главная роль, с которой она блестяще справилась. Фильм вошел в золотоую коллекцию совецкого кинематографа.
Леонид Филатов и Татьяна Догилева в фильме «Забытая мелодия для флейты»
Яркой получилась роль Догилевой в социальной драме «Обида», которая вышла на экраны в том же 1987-м. В фильме актриса сыграла продавщицу сельмага, раздавшую всю выручку в долг односельчанам, но позже попавшую в неприятную ситуацию из-за нагрянувшей ревизии. Среди работ актрисы того периода значится роль в популярном киножурнале «Фитиль», где девушка появилась в миниатюре «Врача вызывали?» с мэтром советского экрана Зиновием Гердтом.
В 1990 году Догилева снимается в фильме «Афганский излом». Главную роль в картине исполнил Микеле Плачидо, находившийся в те времена на волне популярности благодаря роли комиссара Каттани в криминальном сериале «Спрут».
Татьяна Догилева и Микеле Плачидо в фильме «Афганский излом»
Еще в конце 80-х Татьяна попробовала свои силы в качестве режиссера. Тогда она смогла сама поставить спектакль «Лунный свет, медовый месяц» по пьесе драматурга Ноэля Кауарда «Частная жизнь». Яркий дебют дал молодому дарованию силы и желание продолжать работать на этом поприще. Далее режиссер поставила «Не отрекаются любя…» и «Московские страсти».
Все эти спектакли тепло принимались зрителями, вот только критикам работа актрисы не понравилась. После прочтения их комментариев Догилева раз и навсегда решила больше не читать критику, а просто заниматься любимым делом. Именно поэтому Татьяна смело взялась за съемки полнометражного фильма. Она всегда мечтала крикнуть слово: «Мотор!». Но довести дело до конца с первого раза не удалось – картину закрыли из-за финансовых трудностей.
Татьяна Догилева — режисссер
Такие неудачи только подпитывали сильную женщину, и она все же реализовала себя как кинорежиссер, сняв в 2007 году свой фильм «Лера» всего за 12 съемочных дней.
Огромное место в творческой биографии Догилевой-актрисы занимает ситком «Люба, дети и завод». Каждый день по 12 часов Татьяна находилась в кадре. Это был просто сумасшедший ритм, который сводил артистку с ума. Постоянная смена партнеров по съемочной площадке, большие тексты и множество рекомендаций съемочной группы. Каждое утро измученная звезда старалась отключиться от всего и просто идти под свет софитов, чтобы демонстрировать там актерский талант и высокий профессионализм.
Татьяна Догилева и Нонна Гришаева в сериале «Люба, дети и завод…»
Были моменты, когда женщина не могла держать все в себе. Нервные срывы, истерики и слезы – вот та негативная сторона популярности, которую знают только настоящие востребованные звезды.
В 2007 году Догилева сыграла яркую роль в фильме «Бомжиха». Ее героиня – 40-летняя учительница – занимает определенную сумму денег на операцию больной матери, но мать умирает, а недобросовестные люди рекомендуют ей арендовать оборудование для продажи на улице пирожков. Эта затея ни к чему хорошему не приводит, и женщина в буквальном смысле остается на улице.
Татьяна Догилева в фильме «Бомжиха»
В 2012 году случился один из самых громких скандалов с участием Татьяны Догилевой. Актриса уволилась из театра им. Ермоловой, куда на должность художественного руководителя заступил Олег Меньшиков. Бывший друг Догилевой, с которой они вместе снимались в «Покровских воротах» и вместе пришли в этот театр в 1985 году, крестный отец ее единственной дочери одобрил это решение, заявив, что получать зарплату и не выходить на сцену 20 лет – это неправильно. После ухода Догилева дала ряд разгромных интервью, где обвинила Меньшикова в снобизме, звездной болезни и стремлении окружить себя только теми людьми, которые боятся его критиковать.
Актриса Татьяна Догилева
В 2013 году Догилева снялась в новогодней комедии «Елки-3». Также в ее послужном списке немало других фильмов и сериалов.
Проявила себя Татьяна Догилева и на телевидении. Она стала участницей одного сезона телепроекта «Последний герой». В тот момент, когда ей пришло приглашение, артистка уже долгое время хотела убежать от обыденных проблем, поэтому с удовольствием согласилась ехать на необитаемый остров.
Татьяна Догилева в новогодней комедии «Елки-3»
Как утверждает актриса, те впечатления, которые она получила там, останутся с ней надолго. Мир приключений, азарт и новые сложные условия выживания. Некоторое время, как признавалась сама Догилева, ей по ночам снился этот необитаемый остров.
Позднее Татьяна участвовала в шоу «Танцы со звездами». Звезда практически сразу покинула проект, ее партнером по паркету был Павел Орел.
Татьяна Догилева и Павел Орел на проекте «Тынцы со звездами»
В 2021 году Догилева снялась в молодежном ситкоме «Мамочки», а также в лентах «Хороший мальчик» и «Беби-Бум». В феврале 2017-го актриса отметила 60-летний юбилей. В интервью она призналась, что считает дату обычным возрастным рубежом.
Интересные факты
- В детстве актриса считала себя гадким утёнком.
- Рост Татьяны – 164 см.
- Настоящий цвет волос Татьяны – чёрный, а блондинкой она стала, когда пробовалась на роль Марты в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Роль Татьяна не получила, но блондинкой осталась на всю жизнь.
- Татьяна Догилева не празднует Новый год и не любит отмечать свой день рожденья.
- Татьяна не смотрит телевизор, но любит американские сериалы.
- Актриса вела блог на Снобе, но перестала, потому, что её раздражали комментарии.
- Свой короткометражный фильм “Горизонт” Татьяна Догилева сняла за 2 дня.
- Любимое блюдо актрисы – рассольник.
- Татьяна хранит свои любимые платья, даже если давно их не носит.
Режиссерский дебют
Сильная женщина
После того, как Догилева успешно попробовала себя в роли театрального режиссера, она решила снять кинофильм. Ей все время хотелось крикнуть слово: «Мотор!». Актриса хотела реализоваться, пока еще есть желание, силы и энергия. Несколько раз Татьяна пыталась попробовать в кинорежиссуре. Однажды она целых полтора месяца была кинорежиссёром. Уже были подписаны все договора, написаны музыка и стихи, однако картину закрыл продюсер из-за финансовых трудностей. Но Татьяна на этом не остановилась.
И вот за небольшие деньги, в короткие сроки и за маленький гонорар режиссёру дала Догилевой шанс попробовать себя в роли режиссера. Тогда Татьяна поняла, что кино – это производство. Свой фильм «Лера» Татьяна Догилева сняла за 12 съёмочных дней!
Одно время Татьяна Догилева снималась в ситкоме «Люба, дети и завод». Актриса была вынуждена ежедневно по 12 часов быть всё время в кадре. Такой сумасшедший ритм работы на съемках сериала сводил актрису с ума. У Догилевой постоянно менялись партнёры, а ей приходилось всё время говорить, говорить, говорить…
Татьяна Догилева в шоу «Жена. История любви» Утром Татьяна Догилева пыталась отключиться от всего и просто идти на съемки. Однако, иногда Догилева срывалась и начинала плакать. Хотя актриса работала с отличной группой и находилась в хороших отношениях с режиссёром. Роль в сериале ей тоже очень нравилась. Однако ежедневные многочасовые съёмки были просто для актрисы настоящим адом. Ради сериала актриса отказалась от всех остальных проектов. Догилева даже отменила театральные гастроли по стране.
Последние новости о звезде на 2021 год
Татьяна Догилева признаётся, что не жалеет ни о чём, сейчас она любит жизнь, как никогда, и с надеждой смотрит в будущее. Она много отдыхает, путешествует, и все свободное время проводит с дочерью. Теперь она может позволить себе многое: актриса соглашается только на самые выгодные и интересные предложения.
Татьяна Догилева в 2021 году
Татьяна часто даёт интервью, встречается с поклонниками, охотно рассказывает о себе, в её словах нет ни ханжества, ни жеманства, только искренность и замечательное чувство юмора. Обескураживающая прямота во всём, и если искать в Догилевой недостатки – они окажутся лишь дополнением достоинств.
Актриса рассказывает о новых планах и о новых ролях. Но какими они будут, эти роли, в чём ещё она решит испытать себя – актриса не раскрывает секретов. Ясно только одно – нет такой роли, которую не сыграла бы Татьяна Догилева, и нет такого дела, с которым бы она не справилась.
Театр
После окончания ГИТИСа девушка отправилась работать в Московский театр имени Ленинского комсомола. Там она играла в спектаклях до 1985 года. Догилева естественно вела себя на сцене, отдавалась полностью зрителям. Но только ей хотелось большего – славы, популярности, узнаваемости. А этого можно было добиться только кинематографическими работами.
Татьяна Догилева и Сергей Маковецкий на сцене
После роли Нельки в спектакле «Жестокие игры» Догилеву стали приглашать на съемки.
После ухода из «Ленкома» артистке удавалось совмещать работу в театре и на киностудиях. В 80-х годах Татьяна появлялась на сцене театра имени М. Ермоловой, где играла в постановках «Говори!», «Спортивные сцены 1981 года», «Шаткое равновесие», «Наш Декамерон».
Борис Щербаков и Татьяна Догилева в спектакле «Не отрекаются любя…»
Затем были роли в спектаклях театра Российской армии, театра Антона Чехова, театра имени Моссовета. Появлялась актриса и в антрепризе Михаила Козакова.
Семья
В студенческие годы Татьяну связывали нежные чувства с однокурсником Ю. Стояновым. Роман был страстным, но недолгим. Отношения прервались по инициативе Татьяны, которая посчитала, что любовь мешает учебе.
Татьяна Догилева и Юрий Стоянов
Первая попытка создать семью потерпела крах. Впервые Татьяна вышла замуж в 1978 г. Молодые люди познакомились на съемках кинокартины «Безбилетный пассажир». Избранник по имени Александр был помощником режиссера. Молодожены занимались построением карьеры, на создание домашнего уюта у них не оставалось времени. Поэтому спустя 3 месяца брак распался.
Вторым супругом Татьяны стал популярный сатирик, сценарист и переводчик Михаил Мишин (Михаил Анатольевич Литвин, род. 2.04.1947 г.), с которым актриса познакомилась на съемках картины «Вольный ветер». В то время у Михаила уже была семья, подрастал сын Саша. Пара скрывала отношения 5 лет, в 1990 г. молодые люди поженились. Через 4 года родилась их дочь Екатерина.
С мужем Михаилом и дочерью Екатериной
С появлением на свет ребенка Татьяна полностью реализовала свои лучшие женские качества: мягкость, заботу, нежность. Актриса, по ее словам, впервые поняла, что ценность жизни состоит не только и не столько в работе. Девочка родилась слабой, родители много времени проводили с ней. В школьные годы Катя занималась живописью. Окончила годовые актерские курсы в Кембридже, 2 года училась в Американской академии драматического искусства. После завершения учебы жила в США, потом вернулась в Россию, снимается в кино.
На рубеже 1990 – 2000-х гг. у Татьяны появилось много проблем. Умерли родители и брат, маленькая дочь часто болела, приходилось много работать. В это время актриса начала выпивать. Сильная личность смогла взять себя в руки, обратиться к врачам и открыто заявить о пристрастии к алкоголю. Татьяне удалось вовремя остановиться, но откровенность вышла актрисе боком: информация быстро распространилась в желтой прессе. На этом фоне атмосфера в семье становилась напряженной. В 2008 г. брак Татьяны и Михаила был расторгнут. Как признавались экс-супруги в интервью, после развода они сохранили друг к другу теплые чувства.
Со взрослой дочерью
Тогда и сейчас
Поделиться:
Тогда и сейчас. Когда было лучше? А кто его знает… У меня воспоминания какие-то все больше светлые получаются, но это только потому, что я про детство и молодость свои пишу. Тогда все ярче, выпуклее, объемнее, насыщеннее — в молодости-то… Тогда что, не было плохого? Да сколько угодно! Только ведь и хорошего было очень и очень много.
Я несколько лет назад задумала побыть кинорежиссером, да и запустилась даже с мало (очень мало) бюджетным телефильмом. Начался подготовительный период, и первым делом стали искать московский двор. История была московская, новогодняя.
Ну и стали мы с оператором и художницей-постановщицей по московским дворам шнырять, искать место будущих съемок. А двор нужен был особый, уютный и живой, там почти все действие фильма должно было проходить. Нужны нам были и деревья, и качели, и горки, и каток маленький, и скамейки… Много ездили, ничего не подходило, ну то есть можно было, конечно, и вывернуться с тем, что увидели… А видели мы в основном припаркованные машины, ну, в крайнем случае, еще детская площадка с пластмассовыми стандартными горками и трубами. Тоска.
«Поехали, — говорю, — в Текстильщики, там был обалденный двор, правда, не знаю, что сейчас с ним стало». Ну, мы и отправились по хорошо мне знакомому адресу, сердце мое немного подпрыгивало в груди от волнения, я же там сто лет не была.
Прибыли. Дом стоит как стоял, хороший такой, добротный, фактурный, а вот двор… Не стало двора… Осталось пространство, большое, загаженное и разоренное. Ни тебе подстриженных кустов с газонами, ни качелей с беседками, а вместо клумбы, которой мы так гордились и которая сияла разноцветьем с мая по октябрь, так вот вместо клумбы — огромная грязная пугающая яма. Полное ощущение, что мой двор кто-то победил, какие-то злые и беспощадные варвары.
Видя мое расстроенное лицо, оператор сказал: «Нет, дом-то отличный, его снимать можно, а двор подснимем в другом месте». — «Да», — согласилась я и на всякий случай предложила пойти посмотреть соседний дом с его двором. Через небольшое расстояние стоял точно такой же дом, можно сказать, практически зеркальный нашему, там жили многие мои подружки и одноклассницы, и у нас все время шло негласное соревнование: у кого клумба красивее, у кого горка круче и лед ровнее и т. д.
Отправились. О чудо! Соседний двор сохранился почти полностью. Ухоженный, нарядный, с каруселями-качелями, с маленьким огороженным каточком, со старыми ясенями по внутреннему периметру и роскошными акациями, огороженными аккуратными заборами, и с целыми, не покореженными деревянными крашеными скамейками в уютных местах. А еще там были тополя, которые при мне сажали, и стали они высокие-высокие, прямо до самой крыши. Красота! Как мы обрадовались! И сразу стали определять, где какой эпизод будем снимать. Всю любовную сцену решили снимать на детской площадке, а на каток (для местных хоккеистов) решили запустить фигуристов юных. На лавочки посадить главных героев (они у нас были раннего пенсионного возраста).
Глаза наши заблестели, и мы не переставали удивляться, как такая фактура сохранилась. Особенно была счастлива наша художница Маша, она совсем молодая была, этот фильм должен был стать ее дебютом, ее детство было, если можно так сказать, бездворовым. Я разохотилась и предложила показать окрестности, нам еще проходы красивые нужны были. И повела в детский сад, он в этом же доме был, только с внешней стороны, а у детского сада была распрекрасная большая территория для прогулок и игр на свежем воздухе, просто огромная и тоже благоустроенная и озелененная самыми разнообразными кустами экзотическими и деревьями.
Пришли. Садика не оказалось. Дверь его была заколочена, прогулочная территория была разрушена, видимо, какой-то точечной бомбежкой, и только кое-где угрожающе торчали бетонные зубья забора, надежно защищавшего юных граждан страны Советов от всяких неприятностей во время «игр на свежем воздухе». Мерзкий пустырь на месте, где я провела свои первые годы жизни. А я ведь обожала свой детский сад, я даже до сих пор помню имя и отчество своей молодой воспитательницы, к которой с нежностью и уважением относились родители, а дети просто бежали к ней с визгом восторга.
Вот кому надо было все это уничтожать? За что? Ну, закрыли сад как заведение. Правда, куда детей девать из этих огромных домов? Я ничего не понимаю, честное слово. Кто напал, кто разрушил оазис моего светлого детства? Какие злые силы? Ведь действительно все было продумано очень здорово и удобно. Кому это надо было разорять? Эх… Печаль.
Но между бывшим детским садиком и его прогулочной территорией почему-то сохранился ясеневый сквер. Они уже стали совсем старые, эти деревья, за ними уже никто не ухаживал, но почему-то и не тронул. Они переплелись корнями и ветвями, видимо, чтобы покрепче держаться друг за дружку в этом непонятном враждебном мире. И такая красота получилась! Сказка, загадка… Вот там решили снимать новогодние чудеса, потому что какой же новогодний фильм без добрых чудес?!
«Поддымим, — сказал оператор. — И будет вообще шедеврально!» Мы втроем радовались, как дети, на месте уничтоженной детской маленькой страны. Да. Фильм не состоялся. У продюсера начались финансовые проблемы, и он решил пожертвовать нашим маленьким проектом. Я плакала. Но это дело нехитрое, я часто плачу. Зато я подружилась с оператором и художницей Машей, и когда судьба мне все-таки дала шанс попробовать побыть кинорежиссером, мы опять все вместе собрались, те, кто был на том несостоявшемся проекте. Кроме Маши, она не смогла, но у меня был другой замечательный художник, Андрей. Только история была уже не московская, снимали в Красногорске. А про тот двор и сквер в Текстильщиках я велела никому не рассказывать на всякий случай, мало ли как жизнь повернется…
Хотя, думаю, недолго тому распрекрасному скверику осталось существовать. Враги не дремлют…