Хорошо развитый речевой слух – одно из условий правильного
звукопроизношения.
Учитель – логопед Заирова И.Р.
Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Это способность правильно «слышать» и узнавать звуки называется (фонематическим) речевым слухом, которая не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.
Развитый речевой слух позволяет:
- правильно произносить звуки;
- четко произносить слова;
- владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
- успешно освоить письмо и чтение.
Предлагаем вашему вниманию игровые упражнения направленные на развитие речевого слуха у ребенка, которые несложно выполнять в домашней обстановке.
Прежде чем начать заниматься, необходимо определить уровень развития речевого слуха у вашего ребенка. Для этого начните с трудных упражнений, двигаясь к более легким. Когда начальный уровень фонематического восприятия будет установлен, заниматься начинайте от простых упражнений к сложным.
Узнаем неречевые звуки
Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном:
- что шумит? (деревья, листья, ветер…)
- что гудит? (машина, самолет..)
- кто кричит? (мальчик, девочка…) и т.д.
Игра «Громкие подсказки». Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и ребенок попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.
Игра «Где позвонили?» учит определять направление звука.
Игра «Узнай, что звенит (гремит)?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.
Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса
Игра «Узнай, кто тебя позвал». Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.
Игра «Близко – далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у- низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
Сказка «Три медведя». Меняя высоту голоса, попросить ребенка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Когда он научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра «Узнай по голосу». Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка, лошади и жеребенка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
Различаем близкие по звучанию слова
Игра «Правильно-неправильно». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
- рак, лак, мак, бак
- сок, сук
- дом, ком, лом, сом
- коза, коса
- лужи, лыжи
- мишка, мышка, миска и т.д.
Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает стихотворение, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка – Зверек-невеличка, Мех теплый,
как грелка.
Зовут его... (белка).
Ты не бойся - это гусь, Я сама его... (боюсь).
Грязнулю всегда Выручает... (вода).
В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).
Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)
Различаем слоги
Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га- ка-ка-ка).
Игра «Одинаковые или разные». Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.
Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
- Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
- За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
- Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
- Де-де-те - сядем в темно... (те).
- Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
- Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Различаем фонемы
На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка).
Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.
Игра «Угадай-ка». У ребенка картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Младенец плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.
Аналогично учимся различать согласные звуки.
Игра «Звук заблудился». Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:
Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и - айда! По реке туда-сюда.
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед). Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Слушаем и анализируем
Игра «Сколько звуков?». На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.
Игра «Буквы, по порядку становитесь»
Перед ребенком лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.
Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на т или к. В качестве тренировки предлагаем упражнение с картинками или предметами.
Упражнение «Последний звук» Малыш должен ясно произнести название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке.
Можно разложить картинки в два столбика, в первый - картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой - на звук к.
Упражнение «Отыщи слово, отыщи звук». Ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.
Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу). На арену вышли ...игры (тигры),
Мы от страха все притихли.
Эти упражнения, направленные на развитие речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции.