Россия, Ростов-на-Дону
Телефон:
+7 (863) 210-74-.. Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Скончалась Ольга Аросева: причина смерти, биография

Фото: итар-тасс

Народная артистка России Ольга Аросева скончалась в воскресенье на 88-м году жизни. Актриса хорошо знакома зрителю по фильмам «Свадьба в Малиновке», «Берегись автомобиля», «Белорусский вокзал», «Старики-разбойники». Но больше всего Аросева запомнилась своей ролью пани Моники в телевизионной передаче «Кабачок «13 стульев».

Скончалась Ольга Аросева : причина смерти

Актер из «Марша Турецкого» Юрий Стосков скончался на 83-м году жизни Новость

Где похоронена

Похоронена О. Аросева на севере Москвы на Головинском кладбище, прощание с ней прошло в Московском театре сатиры.

Актриса Вера Васильева:

«Смерть Ольги, несмотря на её болезнь, оказалась очень неожиданной. Даже тяжело больная, она мечтала выздороветь, всё для этого делала и всегда говорила: я обязательно поправлюсь, и мы будем играть. Сказать, что она была талантлива и любима – это мало сказать. Её любил театр, потому что она – олицетворение жизни, олицетворение радости»

LiveInternetLiveInternet

image Популярную актрису похоронили рядом с главным мужчиной её жизни Великолепная Ольга АРОСЕВА, которую проводили в последний путь год назад, не часто говорила о своих сердечных делах. Признавалась лишь, что все ее мужья (четыре официальных и несколько гражданских) зачастую оказывались беспомощными и слабыми. Вот и приходилось их менять в надежде, что характер очередного спутника жизни окажется сильнее и он наконец избавит «пани Монику» из юмористической телепередачи «Кабачок «13 стульев» от утомительной роли тянуть все на себе. Почти восемь лет назад, накануне 80-летия Ольги Александровны, в столичных творческих кругах грянул скандал. Московская актриса Елена Богданова, похоронив мужа, артиста Театра сатиры Анатолия Гузенко, неожиданно заявила в прессе: супруг долгие годы изменял ей с коллегой по сцене Аросевой! Дескать, несмотря на то что Толя был моложе «пани Моники» на 22 года, он, устроившись на работу в «Сатиру», быстро попал под ее мощное влияние. И хотя из семьи не уходил, опасаясь стать посмешищем среди коллег, на гастролях и в свободное время неотступно находился рядом с Аросевой. А потом Гузенко тяжело заболел. — Пупок у Толи стал расти внутрь, прирос к тонкому кишечнику и опутал его, — поделилась Богданова. — Пища в течение нескольких лет гнила внутри. Толя перенес шесть операций. Ему вырезали четыре с половиной метра кишечника, стенки которого рвались, как папиросная бумага. Очень много денег я истратила на лекарства. Как-то обратилась к Аросевой за помощью, она закричала: «Да пошла ты! Я за свои деньги все ему покупаю!» И это правда — она приобретала для него лекарства по тысяче долларов. Но разве это повод, чтобы меня ненавидеть? Я приходила к Толе в больницу три раза в день, чтобы кормить домашней едой с рынка. Хотела ухаживать за ним, но мне и это не было позволено. Аросева наняла медсестру из бывшего 4-го управления, сама часами сидела у Толиной постели, держа его за руку. А я в это время ждала под дверью, когда смогу навестить мужа. Ну не драться же с ней?! По словам Елены, она хотела похоронить мужа в Переделкино рядом с могилами родственников, но Аросева решила по-другому: распорядилась упокоить любимого около собственного родового склепа на Головинском кладбище. — На поминки в театр меня и вовсе не пустили, — возмущалась вдова. — После 83-летняя мама Толи спросила у меня: «Неужели он с ней спал?!» Представляете, рядом с ней за столом сидел какой-то мужик, который был полностью уверен, что Аросева — Толина жена. Ольга Александровна так комментировала историю с чужим мужем: — Я, разумеется, не могу дать справку, что не являлась любовницей Толи Гузенко. И не собираюсь ни с кем обсуждать свою личную жизнь. Мы с Толей были партнерами по сцене и товарищами. Едва он заболел, то не только я, но и весь театр помогали до последней минуты его жизни… Вам скажут все, кто знает Богданову, что она неуравновешенный и пьющий человек. Сейчас, после смерти Ольги Аросевой, ее коллеги и подруги по Театру сатиры все-таки решились открыть карты: «пани Моника» действительно была очень близка с Гузенко, называла его не только своей последней любовью, но и главным мужчиной всей жизни. — Когда он умер, Оля очень переживала, — вздыхает актриса Нина Архипова, вдова Георгия Менглета. — Когда Толя и Оля были вместе, ее ничего не волновало, уж разница в возрасте — точно. Эта любовь придала ей силы. Гузенко — прекрасный артист, красивый мужчина, чего еще стоило желать? В Аросевой билось столько энергии. Вот мне 92 года, и что? Я считаю, что еще в 70 можно жениться и в 80. А вот в 90 стоит проявлять осторожность. Нельзя говорить женщине, что она старая, в любом возрасте нужно оставаться молодой душой. Другая приятельница покойной — Инна Москвина, концертмейстер Театра сатиры, работавшая с Ольгой Александровной и в передаче «Кабачок «13 стульев», согласна с Архиповой: — Оля всегда казалась мне очень сильным человеком. Умная, стратег своей жизни. Мы часто гастролировали вместе по стране. Во время очередной поездки в Читу, в 2006 году, пришла весть о смерти Толи Гузенко. Она сделала все, чтобы его спасти, но увы… Помню, сидим в ресторане после спектакля, все вокруг молчат, а я еще ничего не знаю. Спрашиваю, что случилось. Коллеги шепчут: «Гузя умер». Потом Ольга встала, взяла меня за руку, и мы с ней пошли в ее номер. До этого я никогда не видела ее плачущей, но тут она уткнулась мне в плечо и рыдала так долго и так сильно. Да, последний мужчина Аросевой был женатым человеком, у него остались вдова, сын, для которых Оля сделала немало. Об этом романе знали все. Потеряла ребенка в давке — Оля с юности была очень яркой, — говорит коллега по Театру сатиры, актриса Вера Васильева. — Мы же знакомы с 1943 года, с тех пор как поступили в театральное училище. Вокруг остроумной, жизнелюбивой Оленьки всегда собиралось много народу. Она влюблялась, в нее влюблялись. В первый раз Аросева вышла замуж в 19 лет, когда некоторое время жила в Ленинграде. Имя ее избранника теперь уже никто и не помнит. Известно лишь, что он был музыкантом, на 11 лет старше и из-за невероятной влюбленности закрывал глаза на экстравагантные поступки Оли. Например, она не единожды становилась натурщицей для художников. Еще до первого замужества портрет будущей «пани Моники» написал известный живописец Николай Ромадин. Много позже Ольга Александровна с большим трудом смогла заполучить эту картину у художника. Также, уже во время брака с музыкантом, Олю рисовал худрук Ленинградского театра комедии Николай Акимов. Вскоре очаровательная актриса вскружила голову известному советскому драматургу Алексею Арбузову. — Он писал мне письма, и я считаю, что это лучшие его произведения, — признавалась Ольга, замечая, что успешный литератор предлагал стать его женой, но она отказалась.

image АРОСЕВА и ГУЗЕНКО были вместе не только на сцене, но и на морских курортах Зато, вернувшись в Москву и поступив на работу в Театр сатиры, отправилась в загс с коллегой Юрием Хлопецким. Пара ждала ребенка, но в день похорон Сталина, в марте 1953 года, попала в давку и… потеряла будущего малыша. — Хлопецкий был суперинтеллигентным человеком и недооцененным артистом, — считает Инна Москвина. — Вместе они ездили на Дальний Восток, где ходили в поход, а вернувшись, полюбили петь под гитару. Юра не ревновал жену к успеху, хотя со временем стал сильно выпивать, а потом умер. Хорошо помнит Москвина и следующего мужа Аросевой — эстрадного певца Аркадия Погодина (наибольшую известность ему принес шлягер «В парке Чаир распускаются розы»). — Ради Оли Погодин оставил жену, с которой до этого прожил много лет, — продолжает концертмейстер. — Он мне тогда говорил: «Вам, Инна, хорошо — вы молодая и счастливая». Хотя сам нашел счастье с Аросевой, которой оказался старше на 24 года. Увы, Бог не дал им совместных детей. Врачи после того случая на похоронах Сталина заявили, что ей никогда не суждено будет стать мамой. Хотя она очень любила малышей. Как-то после выступления сняла с себя серебряный браслет и подарила девочке, которая преподнесла ей цветы. Последним законным супругом нашей героини стал известный ловелас Владимир Сошальский — он только женат был семь раз! Помимо Аросевой, его избранницами становились актрисы: Алина Покровская, Нина Ольхина, Мария Скуратова, Нелли Подгорная и Нонна Мордюкова. Сошальского и его маму Аросева знала еще по своему ленинградскому периоду. — Оля не была любвеобильным человеком, а мужчины сходили от нее с ума постоянно, — считает Москвина. — Один из них решил открыться в чувствах через меня. Захлебываясь, говорил о любви к Аросевой, хотя годился ей в сыновья. Такая яркая, горячая женщина с отличным чувством юмора практически до последних дней волновала умы сильного пола. Пожар с высоты птичьего полета — В прошлом сезоне вышел наш с Олей и Еленой Образцовой спектакль «Реквием по Радамесу» в постановке Романа Виктюка, — сообщила Вера Васильева. — То короткое платьице, в котором блистала на сцене Оля, ей очень шло. Уверена, выйти в таком откровенном наряде на сцену было ее задумкой. Я поражалась ее смелости, чтобы в таком возрасте рискнуть себя показать! Конечно, зрители понимали, что она не молода и не так уж это красиво выглядело, но она несла людям ощущение: все будете такими и это не страшно. Согласитесь, позиция, достойная уважения и восхищения! Вера Кузьминична признается, что для нее новость о недуге Аросевой стала громом среди ясного неба: — Во время репетиций Оля, бывало, жаловалась, что ноги болят или плохо себя чувствует, но я и не предполагала, что она серьезно больна. Когда она не пришла на сбор труппы, я ей звонила. «Веруш, я обрету силы и приду обязательно играть», — успокоила меня Оля. Даже в голову не могло прийти, что у нее рак крови. Энергичный голос, никаких настораживающих интонаций… Второй супруг актрисы — Юрий ХЛОПЕЦКИЙ к успеху её не ревновал Соседка Аросевой по даче и ее близкая подруга Алла Будницкая до сих пор не может поверить, что Ольги Александровны нет: — Мы были очень привязаны друг к другу. Все праздники вместе отмечали, жили дружно. Она до последних своих дней что-то делала, улучшала дом, нам важные советы давала. У нее раньше был другой коттедж, но однажды Ольга Александровна летела на самолете во Внуково, вдруг увидела сверху пожар. Оказалось, горел ее собственный дом. Но у нее такой характер: приехала, увидела пепелище и немедленно начала строить новый. Недавно были ее именины — 24 июля. Прихожу к Аросевой и вижу: стоит новая терраса. Она была неутомима! Недавнюю о Ольга Александровна объяснила мне так: «Это не из-за меня, Образцова тоже болеет». Я и верила.

image 87-летнюю Ольгу Аросеву, как она и завещала, похоронили на Головинском кладбище, рядом с могилой Анатолия Гузенко. Третий муж Ольги — Аркадий ПОГОДИН бросил ради неё семью

image Счастье с ловеласом СОШАЛЬСКИМ длилось недолго

Детство и юность, учеба

Ольга Александровна родилась 21.12.1925 в семье дипломата и политического деятеля Александра Аросева. Первое имя, которое дали девочке, – Варвара, затем было заменено матерью. Отец изначально был возвышен Сталиным, но затем ‒ подвергнут репрессиям и расстрелян за участие в «контрреволюционной деятельности» в 1938 г.

image

Москва, 1935 г.

До 1933 г. семья находилась за границей, в Москву вернулась в 1935 г. Но ещё раньше семью покинула мать будущей актрисы, которая сбежала на о. Сахалин к другому мужчине. Трое дочерей при этом остались с отцом, на тот момент успешным дипломатом. После ареста и расстрела отца Ольга Александровна с двумя сёстрами была передана на попечение матери.

Из-за постоянных переездов и потрясений школу будущей актрисе пришлось заканчивать экстерном. Высшего образования она так и не получила. Во время войны обучалась в десантной школе, перед съёмками «Берегись автомобиля» прошла курсы водителей троллейбуса.

В 40-х годах О. Аросева поступила в цирковое училище, где занималась эквилибристикой, и проучилась примерно два года, но не окончила его. В 1946 г. стала участницей Ленинградского театра комедии, который был в столице на гастролях, трудилась артисткой вспомогательного состава (водила марионеток в спектаклях). С 1950 г. пришла в Московский театр сатиры, где проработала почти до самой смерти.

Характер авантюристки

Известная всему Союзу пани Моника (актриса Ольга Аросева) родилась в Москве в семье Александра Яковлевича Аросева, революционера и дипломата из бывших царских военных. С самого детства Ольга проявляла озорной и несгибаемый характер, шокируя родных оригинальными выходками. Она всегда отличалась необычайной смелостью для своего времени и непосредственностью суждений и поступков. С возрастом кажущаяся простота и доверчивость переросли в жёсткую волю, умение приспосабливаться и практическую хитрость, а энергичность натуры актриса, сыгравшая пани Монику, сохранила до самой глубокой зрелости.

Популярность

В жизни актрисы было несколько волн всенародного признания. Широкую известность принесли роли в легендарных комедиях «Берегись автомобиля» (выпущена в 1966 г.), «Старики-разбойники» (1971 г.), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 г.), а также «Интервенция» (Л. Салин, 1968 г., на экраны вышла значительно позже). Но и до съёмок в фильмах она стала популярна как актриса театра, играя в основном второстепенных персонажей.

В пьесе «Доходное место» по Островскому предстала в образе Кукушкиной, в постановке «Пеппи Длинный чулок» ‒ фрекен Розенблюм, в спектакле «Горе от ума» по Грибоедову – Хлестову, в «Бешеных деньгах» Островскому – Чебоксарову, а в легендарном «Вишнёвоме саде» по Чехову – Шарлотта Ивановна. Ольга Аросева являлась одним из символов театра, поэтому работы с её участием стабильно собирали аншлаги.

Вместе с тем, на фоне роста популярности в «Кабачке 13 стульев» у неё появился творческий конфликт с руководителем Московского театра сатиры, которому не нравился этот проект. Всего с 1946 по 2012 гг. актриса сыграла роли примерно в 45 спектаклях на большой сцене, а также приняла участие в съёмках 60 кинофильмов. Среди режиссёров, с которыми сотрудничала легендарная женщина, – Б. Равенских, Н. Петров, В. Плучек, Э. Гарин и другие.

В образе пани Моники

Огромную популярность на территории как СССР, так и стран Восточной Европы ей принесла роль пани Моники в телесериале «Кабачок 13 стульев». Зрителям понравилась самобытность актрисы, ведь она буквально срасталась со своим героем, жила его жизнью. Являлась одним из ведущих персонажей, чьи цитаты уходили в народ как анекдоты.

Самый верный способ долго оставаться красивой — это не смотреть в зеркало. Пани Моника, кабачок 13 стульев

Широко известны такие аудиороли О. Аросевой, как госпожа Беладонна из «Приключений поросёнка Фунтика», Бабы-Яги в серии мультиков, выпущенных к Олимпийским играм-1980. Даже второстепенные персонажи в фильмах получились колоритными и гротескными, хорошо воспринимаются и поныне.

Главный антагонист мультика про приключения Фунтика

На закате своей карьеры продолжала работу с телевидением, где вела «Страну советов» (2003-2004 гг.), поддерживала программу «Розыгрыш» (2004 г.). В 2010 г. непродолжительное время была ведущей передачи «Раньше всех», одним из лиц проекта «Давно не виделись» (2011 г.). Одной из последних значительных работ стал фильм «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…».

Является обладателем таких наград, как Орден «За заслуги перед Отечество» IV, III степени (2000, 2010 гг.), «Серебряная маска», Орден Почёта. Заслуженная и Народная артистка РСФСР (1974 и 1984 гг., соответственно).

Зоя Зелинская:

«Она была не столько драматической актрисой, сколько клоунессой. Меня удивляло то, как Аросева работала над ролью — как над эстрадной репризой. Ни о какой системе Станиславского, подразумевающей контакт и общение с партнерами, речи не шло».

Детские шалости

С самого детства проявляла свои актёрские таланты будущая пани Моника. Имя актрисы в связи с её «выступлением» появилось в пражской газете уже в дошкольном возрасте. Проходившая тогда «Трёхгрошовая опера» произвела такое сильное впечатление на маленькую озорницу, что она подговорила чешскую подругу, и вместе они, изрезав платья в подобие рваных одежд, отправились просить милостыню. Местный торговый и рабочий люд с изумлением и интересом слушал историю о брошенных матерью детях, которых не кормит отец, ведь нищих в то время в Праге не было вообще. Скандал в связи с этим, конечно же, замяли, но артистичную натуру в Ольге заметили. По приезде в Москву она принимала участие в постановках школьного театра и даже была приглашена в кино, но отец считал, что съёмки вредят детскому здоровью, и карьера в кино была отложена на взрослую жизнь. Благодаря связям и рабочей деятельности отца Ольга маленьким ещё ребёнком близко познакомилась со Сталиным, встречалась с Роменом Ролланом в доме правительства.

Друзья, знакомые

О. Аросева признавалась, что имела большое количество отношений, и её главными друзьями были в первую очередь мужчины. Она общалась и работала с творческой элитой советской эпохи: Э. Рязановым, В. Высоцким, С. Крамаровым, М. Державиным, А. Мироновым и другими узнаваемыми людьми того времени.

Среди близких друзей актрисы упоминают А. Будницкую, А. Ширвиндта, В. Васильеву, Р. Виктюка, Т. Кравченко, З. Зелинскую, Н. Селезнёву. При её смерти присутствовала помощница О. Докальчук, которая в дальнейшем неоднократно давала интервью о последних годах жизни именитой начальницы.

Александр Яковлевич Аросев — революционер и интеллигент

Отец для актрисы всю жизнь оставался кумиром. Видный революционер и дипломат, он участвовал в Великой Октябрьской революции, стоял у истоков формирования Красной Армии большевиков, а позже представлял интересы молодого советского государства в Европе в качестве посла и дипломата. Ещё при царском режиме, преследуемый властями, Александр Яковлевич бежал в Париж, где знание иностранных языков позволило ему познакомиться и завести дружбу со значимыми культурными деятелями Европы того времени. Это помогло в его поздней работе в Москве, когда, после пражской командировки, он был назначен председателем ВОКС. Сам он шутил, что его назначили «конферансье Советского Союза», что не мешало ему с удовольствием принимать у себя в знаменитом «доме на набережной» известнейших художников и писателей начала ХХ века. Своим детям Александр Яковлевич всегда завещал быть чуточку храбрее него самого, не бояться мнения окружающих о творческих реализациях своих талантов. Сам он изредка сетовал, что не стал актёром, и с удовольствием выступал со стихами русских поэтов перед гостями.

Личная жизнь

Актриса известна бурной личной жизнью, официальных браков у неё было четыре:

  1. Константин Жуков, музыкант Ленинградского театра комедии (1946-1950 гг.).
  2. Владимир Сошальский, актёр (1950-1951 гг.).
  3. Юрий Хлопецкий, артист.
  4. Аркадий Погодин, исполнитель, певец.

В браке со вторым мужем в 1953 г. у актрисы трагически прервалась беременность, после чего она не могла иметь детей. В. Сошальского называют последним мужем О. Аросевой, но в его биографии она значится первой.

Бронислава Чунихина:

«Играть Ольга перестала только тогда, когда у нее не хватило сил встать с кровати. Верила, что еще выйдет на сцену в своем любимом спектакле «Страсти по Радамесу»

Ольга Вячеславовна Гоппен — мать актрисы

Мать актрисы, Ольга Гоппен, взбалмошная и легкомысленная особа, не имела практических жизненных навыков, потому что получила воспитание как отпрыск польского дворянского рода. Утончённая, эксцентричная и светская натура с трудом привыкала к новым реалиям ХХ века. Ольга Вячеславовна никогда не выступала против советской власти, но и прижиться в новом для неё обществе не смогла. В 1930 году ветреная мать бросила мужа с детьми ради любовника и жизни за границей. Очевидно, роман не имел серьёзного продолжения, и её материнские чувства со временем одержали верх над беспечностью. После ареста мужа в 1937 году Гоппен нашла в себе невероятные силы, чтобы уговорить чиновников чрезвычайной комиссии оставить детей с ней, а не распределять по детским домам.

Возвращение в Москву

Регалии и звания не очень волновали Ольгу Александровну, попав в театр, она поняла, где она сможет проявить себя лучше всего. Одновременно со спектаклями будущая актриса пани Моника принимала участие в съёмках на «Ленфильме», где каждый эпизод с её участием преображался, становился более живым и гармоничным. К сожалению, работа в Ленинграде длилась недолго, режиссёр Акимов попал в немилость к властям, и запуганные актёры театра вынуждены были подписать предательское письмо. Отчаянная и преданная Аросева отказалась участвовать в этом подлоге, и ей пришлось вернуться в Москву.

Театр Сатиры и общественная деятельность

С 1950 года настала пора Театра Сатиры в Москве, с которым она не расставалась до последних лет жизни, несмотря на различные обстоятельства и перипетии. У неё был довольно тяжёлый и независимый характер, из-за которого она временами попадала в немилость к художественному руководству, к тому же склонность к различным авантюрам и интригам сказывалась на отношениях с окружающими. Впрочем, во времена советской власти Ольга Александровна отвечала за выделение жилплощади работникам театра в качестве члена профсоюзного комитета, и многие её коллеги с теплом отмечают её старания на этом поприще.

Начало профессиональной актёрской деятельности в Ленинграде

Ссылка на основную публикацию
Похожее