Цитата сообщения Seniorin
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
«А Быков-то у вас выше Михоэлса…» Когда бабушки и дедушки были детьми, никто и понятия не имел, что кино может быть не только взрослым. Ты уже не представляешь своей жизни без таких фильмов, как, допустим, «Хроники Нарнии» или «Пираты Карибского моря». А ведь идея снимать кино специально для детей появилась не так давно. В самом начале прошлого века никто не переживал, весело ли живётся ребятам. Ни тебе «Шрека», ни «Гарри Поттера», никаких «Магадаскаров» – да что там, даже о «Короле Льве» или «Ну, погоди!» никто тогда не заикался! А знаешь, кто одним из первых сделал шаг к той прекрасной жизни, которой ты живёшь сейчас? Жил-был замечательный актёр и режиссёр – Ролан Быков. Может быть, тебе не знакомо это имя. Но, поверь, этот человек сделал очень много, чтобы детям в нашей стране стало интереснее ходить в кино и смотреть телевизор.
Его с детства называли Артистом, а он не хотел взрослеть. Он снимал кино для детей — взрослое, умное, веселое, смешное. И только последний его фильм словно предостерегал их, словно просил быть осторожнее, когда он уйдет. 12 октября Ролану Антоновичу Быкову исполнилось бы 85 .
Детство и юность
Быков Ролан Антонович появился на свет осенью 1929 года в столице Украины – Киеве. Он был вторым ребёнком в семье, чуть раньше родился Героним. Интересно, что младшего сына родители желали назвать в честь французского писателя Ромена Роллана, но перепутали имя и фамилию. К тому же паспортистка тоже внесла свою лепту в эту путаницу и записала в метрике Роланд Анатольевич Быков, плюс ко всему прочему перепутала месяцы рождения (ноябрь вместо октября). Впоследствии все эти недоразумения были исправлены.
Когда мальчику исполнилось пять годков, его семейство переехало в Москву на постоянное место жительства. Поэтому при написании биографии иногда местом рождения Быкова называют именно Белокаменную, но это не так. Впоследствии Антон Михайлович ушёл из семьи.
В Москве и прошли детство и юность Быковых — младших, если оставить за скобками эвакуацию в Йошкар-Олу, когда началась война. Любопытно, что на гостеприимной Марийской земле у Ролана обнаружились экстрасенсорные способности. Паренёк внезапно обрёл дар предвидения, мог предсказывать желающим события ближайшего будущего. Школьник без устали «ванговал» (к дому Быковых выстраивались очереди жаждущих узнать, что с ними произойдёт вскоре) пока не довёл себя до нервного истощения. Когда семья вернулась в 1943-м в Москву, то юного предсказателя поместили в больницу.
Брат Героним Быков интересовался медициной, после школы поступил в вуз и получил медицинское образование, добился профессорского звания и руководства лабораторией при институте хирургии имени Вишневского.
А младшего (творческими наклонностями мальчишка был явно в мать) привлекли занятия в театральной студии. Ещё до войны мальчик обучался в Доме Пионеров. Вместе с ним там же учились Александр Митта (постановщик «Экипажа»), Владимир Андреев («царь Салтан»), Игорь Кваша (бургомистр в «Мюнхгаузене»). После выпускного в школе юный театрал безуспешно пытался поступить в одно театральное училище за другим. Дело в том, что творческие способности парня ни у кого не вызывали сомнений, однако смущал низкий рост.
Наконец, в училище имени Щукина закрыли глаза на антропометрические данные поступающего и приняли уникального, артистичного парнишку в студенты. Так в 1947 году Быков приступил к учёбе на курсе Веры Львовой и Леонида Шихматова. Ролан сам получал образование и параллельно вёл в течение двух лет драмкружок на . «Актёрский» диплом получил в 1951 году.
Роли в театре
Согласно Википедии на сцене Быков работал в течение почти десятилетия, причём в разных театрах. Целых восемь лет (1951-59) он служил в труппе московского ТЮЗа. Одновременно около двух лет привлекался для работы на подмостках столичного драмтеатра и был художественным руководителем театральной студией Бауманского ДК. Дополнительно успевал трудиться внештатным корреспондентом детской редакции ЦТ и редактором отдела сатиры и юмора на радио. В период с 1957 по 1959 год самовольно организовал Студенческий театр в МГУ, в котором, например, дебютировала Ия Саввина. За молодого актёра вступились тогдашние звёзды из артистической среды, и театр существовал в дальнейшем официально.
Роли в театре доставались разные. В ТЮЗе Быков был задействован в таких спектаклях, как:
- «Павлик Морозов»,
- «Место в жизни»,
- «Чудесный мальчик».
В постановке пьесы по мотивам стихов Корнея Чуковского «О чём рассказали волшебники» актёр впервые в карьере (но не в последний раз) изобразил разбойника Бармалея.
В 1959-м Быкова пригласили на должность главрежа питерского театра имени Ленинского комсомола. Через год мужчина решил полностью посвятить себя кинематографу. На «Мосфильме» он не только снимал, снимался, но и руководил творческим объединением «Юность» при киностудии.
Работа в кино
В кино Ролан Быков начал сниматься с середины 50-х годов. Свою первую роль он сыграл в 1954 году, появившись в картине «Школа мужества» в роли парня-реалиста. В следующем году Быков сыграл роль Степана по кличке Перец в картине «Педагогическая поэма» и научного сотрудника Винника в фильме «Пути и судьбы». Позже были роли в фильмах «Это начиналось так» (Вася Лапшин), «Наш корреспондент» (Николай Уваров). В 1959 году
Быков сыграл Акакия Акакиевича Башмачкина в фильме «Шинель», это был его первая значительная роль в кино.
С 1960 года Ролан Быков работал актёром и режиссером на киностудии «Мосфильм». Из сыгранных им впоследствии ролей наиболее известны: прохожий в парке в картине «Я шагаю по Москве», полицейский Терех («Вызываем огонь на себя»), Чебаков («Женитьба Бальзаминова»), трубач Колпаков («Звонят, откройте дверь»), скоморох («Андрей Рублев), красноармеец Иван Карякин («Служили два товарища»), монах Иоганнес («Последняя реликвия»).
Режиссёрские работы и сценарии
В начале шестидесятых Быкову нестерпимо захотелось занять режиссёрское кресло. О намерении он поделился с некоторыми из своих друзей, и те одобрили его решение. Ролан Антонович решился дозвониться до мэтра режиссёрского цеха Михаила Ромма и поведать о замыслах. Тот внимательно выслушал рассказ молодого человека. Собеседники позже встретились. Маститый деятель во время общения решил, что перед ним либо оптимист, либо сумасшедший. Тем не менее, Михаил Ильич морально поддержал напористого паренька в его начинаниях.
В 1962 году на экраны страны вышел дебютный фильм Быкова «Семь нянек». Про этот великолепный фильм о перевоспитании трудного подростка группой молодых людей с часового завода ни в коем случае не скажешь «первый блин комом». Получилась добротная, классная работа, при просмотре которой создавалось впечатление, что её снял опытный постановщик.
Так Быков нашёл свою нишу – снимать кино для детей и подростков.
Через год на суд телезрителей явилась новая работа Быкова (совместно с Никитой Орловым) «Пропало лето». В ленте рассказывалось о том, как два приятеля отправились на летних каникулах в гости к тёткам одного из них, которые своего племянника никогда не видели. Ребята этим и воспользовались. Родственник отправился в экспедицию, а его товарищ-недотёпа предстал перед родными друга…
Настоящий шедевр был снят Быковым в 1966-м под названием «Айболит 66». Это была экранизация стихотворной сказки Чуковского, в которой сам режиссёр повторно изобразил Бармалея.
Через четыре года вышла картина «Внимание, черепаха!» про живой уголок первоклассников и своеобразные опыты детишек над черепахой… Любопытно, что Ролан Антонович сыграл в своём фильме роль бабушки.
В семидесятых режиссёр снял три фильма: «Телеграмма», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и «Нос». Два первых продолжили линию детского кинематографа, а последний был снят по мотивам повести Гоголя.
Пожалуй, главным фильмом в режиссёрском наследии Быкова стала экранизация повести Владимира Железнякова «Чучело» 1983 года. Для советского кино это была очень необычная работа, в ней впервые настолько остро поднимался вопрос подростковой жестокости. Сюжет фильма таков: в один из классов провинциальной школы приходит девочка по имени Лена Бессольцева. Она селится в частном доме со своим дедушкой. Шестиклассники настороженно встречают новую ученицу, за глаза посмеиваются над ней и её дедом – собирателем старинных картин. За девочкой закрепляется обидная кличка Чучело. Однажды ребята решают прогулять урок всем классом и отправиться в кино. Друзей классному руководителю выдаёт Дима Сомов – симпатичный парнишка, подружившийся с Леной. Подружка всё это слышит. В наказание весь класс лишается возможности поехать на обещанную экскурсию в Москву. Лена берёт всю вину на себя и становится изгоем. Над ней начинают издеваться почти все одноклассники. В том числе и Дима…
Фильм вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Одна часть зрителей восхищалась работой, другая возмущалась, что Быков посмел в нелицеприятном свете показать современных подростков, обнажить животрепещущие проблемы советской школы. Фильм пытались подвергнуть цензуре, но Ролан Антонович отстоял своё детище.
Последней работой Быкова в качестве постановщика стала короткометражка «Я сюда больше никогда не вернусь» – о маленькой девочке, сбежавшей из дома, в котором мать-алкоголичка избивала её.
Ролан Быков — режиссер
В фильмографии десять успешных режиссерских работ. Он создавал добрые молодежные картины.
Фильмы:
Айболит-66
Одно из ранних творений — музыкальная комедия о добром докторе, которые едет на остров лечить обезьян. Сюжет основан на одноименной сказке Корнея Чуковского. Быков сыграл в собственной картине отрицательного персонажа Бармалея. «Айболит-66» — один из первых советских экспериментов в стиле «арт-хаус»: режиссер менял размер экрана, иногда допускал, чтобы в кадр попала съемочная группа. В картине объединены элементы театра и кино, а игра актеров намеренно-гротескная, карикатурная.
Разбойник Бармалей
Семь нянек
Дебютная режиссерская работа вышла на экран в 1962 году. «Семь нянек» — картина с глубокой моралью, которая подана в легком юмористическом стиле. История развивается вокруг молодого заключенного, который только вышел из мест лишения свободы. Советский коллектив берется за его перевоспитание.
Сцена из фильма
Автомобиль, скрипка и собака Клякса
Невинный фильм о красавице-пятикласснице и двух влюбленных в нее мальчиков из соседнего двора. Эта работа имела такой громкий успех, что Ролан Быков не сомневался — детским фильмам он посвятит всю оставшуюся карьеру. Песни на стихи Маршака и Ахундовой запомнились зрителям и стали хитами. Картина снята в характерном для режиссера китчевом стиле.
Афиша в кинотеатре
Чучело
Дерзкий антисоветский фильм «Чучело» — самый популярный фильм Быкова, снятый по мотивам повести Железникова. В отличии от других его работ, это глубокая драма о детской жестокости. По сюжету, девочка Лена взяла на себя вину товарища и весь класс ополчился против нее. За этот проект Быков получил государственную премию и несколько международных наград.
Лучшая работа Ролана
Телеспектакли и озвучивание
Работа на телевидении Быкова вылилась в участие в трёх телеспектаклях и озвучивании множества мультфильмов. В 1969-м Быкову доверили исполнить роль Фансена в спектакле «Эгмонт» по пьесе Гёте, через три года он сыграл слугу в постановке по роману Чарльза Диккенса «Записки Пиквикского клуба», в 1973-м в детективном спектакле «Мегрэ и человек на скамейке» Быков исполнил роль клоуна и вора Фреда.
Значительно чаще Быкова приглашали на озвучивание мультипликационных фильмов. Среди них отметим следующие:
- «Песня о Соколе» (Уж);
- «Мук-скороход» (комментатор);
- «Лоскутик и Облако» (Барбацуца);
- «Стальное колечко» (текст);
- «Волчок» (текст);
- «Слонёнок заболел» (Кот);
- «Счастливый Григорий» (пёс Гриша).
В занимательном, в чём-то даже экспериментальном, мультике 80-го года «Пиф-паф, ой-ой-ой!» Быков озвучил сразу несколько ролей – охотника, автор оперы и музыканта ансамбля.
Быков Ролан Антонович
Роли в театре
Московский ТЮЗ
«Место в жизни» М. Ф. Шатрова (режиссер Е. Евдокимов) — Игорь «Павлик Морозов» по В. Г. Губареву — Яшка «Чудесный мальчик» Е. С. Рысса — Вова Ермаков «Новый костюм» М. Г. Львовского «Чистые руки» М. Ф. Шатрова — Леня Горбатов «О чем рассказали волшебники» В. Н. Коростылева (по стихам К. И. Чуковского) (1956) — Бармалей
Роли в кино
1954 — Школа мужества — парень-реалист 1955 — Педагогическая поэма — Степан Перец 1955 — Пути и судьбы — врач Винник 1956 — Это начиналось так… — Вася Лапшин 1958 — Наш корреспондент — Николай Уваров 1959 — Шинель — Акакий Акакиевич Башмачкин 1960 — Мост перейти нельзя — Стэнли, официант 1960 — Осторожно, бабушка! — библиотекарь Иван Ильич 1960 — Балтийское небо — Кабанков 1960 — Русский сувенир — эпизод 1961 — Воскресение — сумасшедший 1962 — Путешествие в апрель — виноторговец 1963 — Сон в руку (новелла в киноальманахе «Большой фитиль») — взяткодатель 1963 — Пропало лето — мужчина в соломенной шляпе на рынке 1963 — Сотрудник ЧК — священник 1963 — Улица Ньютона, дом 1 — рыболов-браконьер 1963 — Я шагаю по Москве — «загипнотизированный» прохожий 1963 — Непридуманная история — парень на брусьях 1964 — Вызываем огонь на себя — полицай Терех 1964 — Женитьба Бальзаминова — Чебаков 1964 — 1974 — Фитиль (короткометражный) — (1964 — «Умелая защита» (фильм № 30) — Панков, 1965 — «На троих» (фильм № 32) — интеллигент-собутыльник, 1965 — «Булочка с маком» (фильм № 35) — клиент, 1974 — «Начнем новую жизнь» (фильм № 150) — Василий Шагин / его отец) 1965 — Звонят, откройте дверь — Павел Васильевич Колпаков, трубач 1965 — Здравствуй, это я! — Пономарев 1966 — Айболит-66 — Бармалей / Автор 1966 — Душечка — Иван Петрович 1966 — Андрей Рублев — скоморох 1967 — Бегущая по волнам — Капитан Гез 1967 — Комиссар — Ефим Магазаник 1968 — Капа (короткометражный) — фронтовик Иван 1968 — Мертвый сезон — актер Савушкин 1968 — Служили два товарища — красноармеец Иван Карякин 1969 — Адам и Хева — старик-шубурумец 1969 — Жди меня, Анна — друг Миня 1969 — Последняя реликвия — монах Иоганнес 1969 — Сюжет для небольшого рассказа — Михаил Павлович Чехов 1969 — Внимание, черепаха! — бабушка Диденко 1971 — Дикий капитан — Адмирал 1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — Иван Самойлович Федоренко 1971 — Корона Российской империи, или Снова неуловимые — лысый «император» 1971 — Проверка на дорогах — Локотков, командир партизанского отряда 1971 — Телеграмма — поющий новосел 1972 — Меченый атом — Пчелкин, проводник 1972 — Принц и нищий — сэр Вильям, церемониймейстер 1972 — Петерс — Терехов 1972 — Сойти на берег — Коклов 1973 — Большая перемена — Петрыкин 1973 — Докер — Агапов 1973 — Исполняющий обязанности — маляр 1973 — Капитан (короткометражный) — дядя Харитон, капитан дальнего плавания 1973 — Мегрэ и человек на скамейке — клоун Фред 1974 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — дирижер / Леонид Ломакин 1974 — О загадках смеха и… (научно-популярный) — ведущий 1975 — На ясный огонь — генерал Дубасов 1975 — Приключения Буратино — Кот Базилио 1976 — Деревня Утка — Шишок 1976 — Дни хирурга Мишкина — Иван 1976 — 12 стульев — отец Федор 1976 — Обыкновенная Арктика — Андрей Миронович, доктор полярной станции 1976 — Подранки — Владимир Громов 1977 — Рудин — Африкан Семеныч Пигасов 1977 — Хождение по мукам — Кузьма Кузьмич 1977 — Нос — Коллежский асессор Ковалев / Нос Ковалева / Иван Яковлевич 1977 — По семейным обстоятельствам — логопед 1977 — Про Красную Шапочку — Охотник 1977 — Юлия Вревская — маркитант Брофт 1978 — Вредная работа новелла в киноальманахе «По улице комод водили» — врач 1978 — Пока безумствует мечта — Панкратьев 1979 — Жил-был настройщик — Иван Иванович, настройщик 1979 — Пена — Полудушкин 1979 — Поговори на моем языке (короткометражный) — Эдик 1979 — Приключения Али-Бабы и 40 разбойников — главарь разбойников Абу Хасан 1980 — Мнимый больной — лекарь Диафуарус 1980 — Из жизни отдыхающих — Виктор Лисюткин, аккордеонист 1980 — Амнистия — профсоюзный руководитель Кичкайло Иван Петрович 1981 — Вакансия — Аристарх Владимирович Вышневский 1981 — Душа — администратор певицы Гроб Альберт Леонидович 1981 — Золотое руно — дядя Миша 1981 — Куда исчез Фоменко? — начальник цеха Манечкин 1981 — Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна — Мефф Поттер 1982 — Свадебный подарок — друг Яша 1983 — Чучело — дирижер оркестра 1984 — Герой ее романа — Марио Джузеппе Фаворито 1985 — Искренне Ваш — режиссер 1985 — Эй, на линкоре! (новелла в киноальманахе «Мостик») — больной Коновалов 1985 — Реквием по филею (новелла в киноальманахе «В поисках выхода») 1985 — Начни сначала — музыкальный критик Зуев 1985 — Подсудимый — адвокат 1985 — Соучастие в убийстве — комиссар полиции Фрэнк Филдс 1985 — Этика водителя (короткометражный) — человек за рулем 1986 — Письма мертвого человека — профессор 1986 — Чегемский детектив — милиционер 1986 — Чичерин — Габриэле Д’Аннунцио 1989 — Оно — Петр Петрович Фердыщенко 1989 — Сын клоуна 1991 — Вне 1992 — Арбитр — Владимир Иванович 1993 — Серые волки — Хрущев 1993 — Я — Иван, ты — Абрам — Нахман 1995 — Золотое дно — Солененький 1995 — Русский паровоз — американский бизнесмен Джон Сильвер 1995 — Ширли-мырли — покупатель бриллианта 1997 — Ночь желтого быка — последняя роль в кино
Режиссер кино
1962 — Семь нянек 1963 — Пропало лето (совм. с Н. В. Орловым) 1965 — Фитиль (короткометражный) — (1965 — «Булочка с маком» (фильм № 35)) 1966 — Айболит-66 1969 — Внимание, черепаха! 1971 — Телеграмма 1974 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса 1977 — Нос 1982 — Свадебный подарок (совм. с Р. П. Эсадзе, А. С. Игишевым) 1983 — Чучело 1990 — Я сюда больше никогда не вернусь (короткометражный) по заказу ЮНЕСКО для альманаха «Как дети?» (фр. Comment vont les enfants, англ. How Are the Kids?).
Сценарист
1966 — Айболит-66 (совм. с В. Н. Коростылевым) 1977 — Нос 1979 — Жил-был настройщик (совм. с В. М. Алениковым) 1982 — Свадебный подарок (совм. с В. В. Гераскиным) 1983 — Чучело (совм. с В. К. Железниковым) 1990 — Я сюда больше никогда не вернусь (короткометражный)
Художественный руководитель
1976 — Додумался, поздравляю!
Телеспектакли
1969 — Эгмонт — Фансен 1972 — Записки Пиквикского клуба — слуга Иов Троттер 1973 — Мегрэ и человек на скамейке — клоун Фред — вор по кличке «Акробат»
Озвучивание
1963 — Пропало лето — рабочий на мосту, роль Я. М. Ленца 1966 — Айболит-66 — вокал 1967 — На два часа раньше — голос за кадром 1967 — Песня о Соколе (мультипликационный) — Уж 1970 — Спорт, спорт, спорт — дядя Володя, роль Г. Светлани 1971 — Гойя, или Тяжкий путь познания 1975 — Мук-скороход (мультипликационный) — спортивный комментатор 1977 — Лоскутик и Облако (мультипликационный) — Барбацуца 1979 — Ростик и Кеша (мультипликационный) — читает текст 1979 — Стальное колечко (мультипликационный) — читает текст 1980 — Пиф-паф, ой-ой-ой! (мультипликационный) — охотник, автор оперы, лидер ВИА 1981 — Балаган (мультипликационный) 1983 — Анна Павлова 1983 — Малиновое варенье (из серии мультфильмов «Сказки Дональда Биссета» (мультипликационный) — читает текст 1985 — Волчок (мультипликационный) — читает текст 1985 — Слоненок заболел (мультипликационный) — Кот 1987 — Приключения пингвиненка Лоло (мультипликационный) — Тото, папа Лоло 1987 — Счастливый Григорий (мультипликационный) — пес Гриша 1994 — Затоваренная бочкотара — текст за кадром
Участие в фильмах
1973 — Приглашаются на главную роль… (документальный) 1985 — Прощай, старый цирк (документальный) 1994 — Елка для взрослых, или Бенефис Ролана Быкова (телефильм) 1996 — Николай Гринько (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный) 1997 — Микаэла Дроздовская (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный) 1997 — Фрунзик Мкртчян (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный) 1998 — Искренне ваш, Георгий Вицин… (документальный)
Архивные кадры
1988 — Геннадий Гладков (документальный) 1998 — Ролан Быков (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный) 2003 — Нонна Мордюкова. Я вспоминаю… (документальный) 2004 — Его знали только в лицо. Трагедия комика (документальный) 2004 — Неистовый Ролан (из документального цикла «Острова») 2004 — Легенды Мирового Кино (из цикла телевизионных художественно-постановочных программ телеканала «Культура») (документальный) 2005 — Ролан Быков (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный) 2005 — Фрунзик Мкртчян. История одиночества (документальный) 2007 — Ролан Быков. Жизнь Бармалея (документальный) 2011 — Ролан Быков: Я вас, дураков, не брошу! (документальный) 2014 — Ролан Быков. Вот такой я человек! (документальный)- ТВ Центр
Фильмы с актёром
Какие только роли в кино ему не предлагали! На экране Быков-артист дебютировал в 1954 году в одной из первых режиссёрских работ Владимира Басова «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара «Школа» в образе учащегося реального училища. Кинопроизведение стало одним из лидеров проката того сезона. Затем последовали фильмы «Педагогическая поэма», «Пути и судьбы», «Это начиналось так…».
В 1959 году в свою дебютную ленту по гоголевской повести «Шинель» на главную роль Акакия Акакиевича пригласил Быкова Алексей Баталов. Ролан справился с поставленной задачей блестяще.
После этого актёр снялся в нескольких фильмах во второстепенных ролях (особенно заметным стало участие в фильмах Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» и Андрея Тарковского «Андрей Рублёв»), прежде чем ему вновь предложили значительную работу. Это была картина Саввы Кулиша «Мёртвый сезон» о разведчике Ладейникове. В одной из главных ролей – бывшего узника концлагеря Савушкине – зрители увидели Быкова.
В том же 1968-м артист сыграл красноармейца Карякина в драме режиссёра Карелова «Служили два товарища». Быков совместно с молодым на тот момент Олегом Янковским составили великолепный дуэт – оба исполнителя во всех эпизодах отработали безупречно!
В 71-м был снят военный фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах», в котором герой нашей статьи предстал в образе командира партизанского отряда Локоткова. Эта одна из лучших ролей Быкова, но, к сожалению, фильм положили на полку якобы за искажение истории, дегероизацию народного сопротивления. Фильм вышел на экраны только с началом перестройки в стране.
Интересной получилась работа Быкова в комедии Алексея Коренева «Большая перемена», где артист изобразил рабочего Петрыкина, занимающегося воспитанием своего коллеги и возвращением его в школу. Позднее Ролан Антонович сыграл в ещё одной ленте Коренева «По семейным обстоятельствам». Перед нами предстал артист в роли логопеда, не умеющего произносить нескольких букв алфавита.
В сказке «Приключения Буратино» режиссёр Леонид Нечаев доверил Быкову роль кота Базилио, а лису Алису сыграла жена Ролана – Елена Санаева. Супруги изумительно вжились в образы мошенников, а позднее смешно и трогательно сыграли влюблённую пару в фильме «Жил-был настройщик».
Явно удалась Быкову и роль отца Фёдора в телефильме «12 стульев» в постановке Марка Захарова.
Пронзительной и одновременно глубокой получилось у актёра перевоплощение в профессора Ларсена в антиутопической ленте 1986 года «Письма мёртвого человека».
В 1993-м в ленте «Серые волки» Быков сыграл генсека Хрущёва.
Избранная фильмография:
- «Воскресение»;
- «Вызываем огонь на себя»;
- «Звонят, откройте дверь»;
- «Комиссар»;
- «Ехали в трамвае Ильф и Петров»;
- «Подранки»;
- «Хождение по мукам»;
- «Из жизни отдыхающих» и многие другие.
Театр и кино
Став дипломированным артистом в 1951 г., Ролан Быков несколько лет работал в столичном ТЮЗе. Одновременно с этим, он состоял в труппе Московского драмтеатра, трудился внештатным журналистом детской редакции Центрального ТВ и редактором сатиры и юмора Радиокомитета Москвы.
В период биографии 1957-1959 гг. Быков организовал Студенческий театр МГУ. После этого он пару лет занимал должность главного режиссера в Ленкоме. К тому времени он сыграл множество разноплановых персонажей на сцене, получив репутацию великолепного актера.
Однако Ролан Антонович решил оставить театр, чтобы полностью сосредоточиться на кинематографе. В течение следующих 30 лет он трудился на киностудии «Мосфильм», успев сыграть более 100 ролей. Особенно хорошо ему давались комедийные образы.
Ролан Быков в роли кота Базилио
Впервые на большом экране Быков появился в патриотической ленте «Школа мужества» (1954). Затем ему достались главные роли в драмах «Шинель» и «Пути и судьбы» и военной ленте «Балтийское небо».
После этого зрители увидели Ролана в таких культовых картинах, как «Я шагаю по Москве», «Большая перемена», «Андрей Рублев», «Служили два товарища» и многих других. Детям он хорошо запомнился по ролям кота Базилио в «Приключениях Буратино» и Бармалея в «Айболите 66».
Даже получая небольшие роли, Быков играл их настолько ярко, что надолго запоминался зрителю. К примеру, он блестяще сыграл картавого логопеда в кинокомедии «По семейным обстоятельствам». Его последней актерской работой стал фильм «Ночь желтого быка», экранизированный в 1997 г.
Ролан Быков прекрасно зарекомендовал себя и как кинорежиссер, успев снять более десятка картин. Совместно с Никитой Орловым он отснял детскую комедию «Пропало лето» (1963), получившую почетный диплом на Каннском фестивале.
В последующие годы биографии Быков представил еще ряд фильмов-сказок: «Айболит 66», «Внимание, черепаха!», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Отдельного внимания заслуживает драма «Чучело», в которой главные роли достались юной Кристине Орбакайте и Юрию Никулину.
Данная картина вызвала широкий общественный резонанс и громкие споры в прессе: одни настаивали на уничтожении ленты, которая «порочила честь советских детей», тогда как другие, наоборот, превозносили Ролана Быкова за смелость показа реальной действительности.
В 1986 г. «Чучело» удостоилось Госпремии СССР, наряду с главным призом на Международном кинофестивале во Франции. Интересен факт, что это была последняя большая актерская роль Никулина и последняя режиссерская работа Быкова в полнометражном кино.
Вместе с тем, Ролан быков является автором нескольких киносценариев. За годы творческой биографии он озвучил множество фильмов и мультфильмов, а также участвовал в записи аудиоспектаклей.
Ролан Быков получил известность и как писатель. Он опубликовал книгу «Я побит — начну сначала!», в которой содержалось множество интересных фактов из его биографии. Еще он написал сказку «Заколдованная принцесса» и издал поэтический сборник.
Награды и звания
За всю карьеру Ролана Антоновича удостаивали множества наград и званий:
- ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
- медалей «За трудовую доблесть», имени Льва Толстого;
- госпремий за фильм «Чучело», за роль профессора в «Письмах мёртвого человека», за создание фильмов для детей и юношества;
- премии различных международных фестивалей;
- в 1998 году получил звание почётный профессор МГУ.
Личная жизнь и семья
Ролан Быков был женат дважды. Первая жена – Лидия Николаевна Князева, актриса, известная по роли обезьянки Чи-чи в быковской постановке «Айболита». Своими детьми пара не обзавелась, зато усыновила мальчика из детдома, присвоив ему имя Быков Олег Роландович. К сожалению, парень оказался очень трудным. Учился спустя рукава, работать не хотел. Ролан Антонович сильно с ним намучился. К слову, Олег пережил отца всего на четыре года.
Вторая жена Елена Всеволодовна Санаева – известная советская актриса. У неё от предыдущего брака был сын, так что у Быкова появился ещё один приёмный сын – Павел Владимирович Санаев, которого Ролан любил и воспитывал как собственного. Вот такая была личная жизнь у известного человека.
Фото Ролана Быкова
Всевозможных изображений, на которых фигурирует известный актёр и режиссёр, во Всемирной паутине превеликое множество. Фото Ролана Быкова есть и в модной сети Инстаграм. Правда, кто распоряжается этой страницей, доподлинно неизвестно – возможно, Паша Санаев. Есть там и архивные кадры со съёмочных площадок, снимки Быкова в молодости и фото в старости, а также последние фото. Если желаете ознакомиться подробнее, то наберите в поисковике хэштег #роланбыков в Instagram.
«По семейным обстоятельствам»
Двухсерийный фильм Алексея Коренева до сих пор остается хитом отечественного телепоказа. Сюжетная коллизия картины актуальна в нашей стране по сей день. Когда под одной крышей живут родители, взрослые дети и даже внуки, конфликты неизбежны. А анекдоты про тещу недаром входят в число самых популярных. Вдобавок к общему оптимизму картины успех ей обеспечили замечательные актерские бенефисы. Например, один из самых любимых зрителями эпизод — знаменитый выход Ролана Быкова в роли логопеда, страдающего дефектами речи. «Кто у нас буфет — мальчик или февочка?»
Последние годы жизни
В девяностые актёр не так интенсивно снимался как раньше, сказывались годы и навалившиеся болезни. Тем не менее, Быков нередко появлялся на экране телевизора в различных телепрограммах, документальных проектах, успевал к тому же руководить своим именным фондом. Работал над фильмом о войне под названием «Портрет неизвестного солдата», но закончить его так и не успел. Вдобавок писал стихи, книги воспоминаний – в общем, трудился немало для своего возраста.
Последний раз зрители увидели легенду кино в живую в начале мая 98-го на одном из центральных телеканалов. В передаче артист пытался шутить, быть весёлым, энергичным, но наиболее внимательные заметили, каких трудов это ему стоило. У телецентра во время эфира дежурила карета скорой помощи. После записи программы Быков был госпитализирован.
Смерть актёра
В середине девяностых у Быкова была диагностирована тяжёлая форма рака лёгких – вот от чего умер любимец публики. Его дважды оперировали, но особо положительных результатов эти хирургические вмешательства не дали – лишь на пару лет продлили жизненный путь. 6 октября 1998 года Ролан Антонович скончался в одной из московских больниц. Когда умер великий артист, через три дня состоялась церемония прощания и похороны на Новодевичьем. Могила актёра находится на участке №10. Памятник представляет собой гранитную стелу с крестом сверху.
«Чучело»
Это был первый фильм в истории советского кинематографа, который по-настоящему шокировал зрителей. В 1981 году в книжных магазинах появилась книга некоего Владимира Железникова, рассказавшего реальную историю о том, как его внучка, ученица обычной советской школы, стала жертвой жесточайшей травли одноклассников. Книгу Быкову подсунула Санаева. Паша ею зачитывался: он хорошо знал, что такое травля в школе.
Ролан Антонович читал всю ночь. И утром принял решение писать сценарий. То, что сценарий такой откровенной антисоветчины приняли в Госкино, было случайностью. Перед этим Быкову вообще запрещали снимать детские фильмы. В картине «Внимание, черепаха!» цензоры углядели антисоветскую пропаганду: на черепаху там крупным планом наезжал танк, и в комитете посчитали, что Быков в завуалированной форме высказал свое отношение к вводу танков в Чехословакию. Десять лет режиссеру не разрешали снимать для детей. По случайному стечению обстоятельств запрет решили снять именно в тот момент, когда Ролан Антонович, не надеясь на успех, пришел со сценарием «Чучела». Чиновники, напуганные звонком сверху, скорее всего, вообще не стали читать его заявку. Бумаги были готовы, можно было снимать. Пока Быков воевал с погодой, камерами и юными артистами, в Госкино опомнились: видимо, кто-то все-таки взялся читать сценарий. На съемочную площадку подсылали журналистов, которые должны были донести на Быкова за антисоветчину, чиновники искали любой предлог, чтобы запретить картину. Ему угрожали, требовали прекратить съемки, грозились даже посадить, обвиняли во всех смертных грехах. Но Быков продолжал работать.
Фильм, конечно, не хотели выпускать в прокат. Но вмешался сам Андропов. Выход картины на экраны произвел эффект разорвавшейся бомбы. Советским зрителям впервые показали не одинаково положительных юных ленинцев, а разных — добрых и умных, жестоких и злых, одиноких и не очень — детей. То есть обыкновенную, универсальную историю. Такую, какая могла случиться в любой школе любой страны. Но только не в Советском Союзе. На Быкова обрушилась лавина критики, обвинений и… восторга. «Чучело» недаром считается пиком его режиссерской карьеры, самой мощной его работой, в которой он снова говорил о детях. Говорил для детей, для взрослых, для каждого, кто готов был слушать. Говорил с отважной откровенностью, на которую способен только по-настоящему честный художник.
«По-моему, мерило искусства — откровенность, способность обнажить душу, — сказал как-то Быков. — Мы живем в мире тотальной лжи, тотальной фальсификации, поэтому ориентация на себя — пробный камень таланта. Ты раздеваешься перед публикой, ведь в одном человеке сотни тысяч людей, и это требует и мужества, и честности, то есть опять же таланта».
«Чучело» стало последней большой работой Быкова. В 1998 году Ролан Антонович умер от рака. «Боже мой, неужели мы женаты с тобой 25 лет! — сказал он Елене Санаевой, когда узнал, что ему осталось жить совсем немного. — Я и наговориться с тобой не успел». А она еще долго после его смерти не могла заставить себя разобрать его архивы, перечитать все сценарии и стихи, которые Быков писал, спасаясь от тоски. Например, такие:
Я Б-га моего прошу Простить меня за то, Что радость я свою ношу Отдельно, как пальто. Ее приходится снимать На время иногда, Чтоб не испачкать и не смять, Когда придет беда. Но чтоб не стать мне дураком, Пусть даже счастье, пусть. Ношу под радостью тайком, Как душегрейку — грусть…