У этого термина существуют и другие значения, см. Метод (значения).
Метод | |
Жанр | детектив триллер драма |
Создатель | Дмитрий Иванов[1] |
Сценарист | Олег Маловичко Дмитрий Иванов (1 сезон) Милана Касакина (1 сезон) Сергей Калужанов (2 сезон) |
Режиссёр | Юрий Быков (1 сезон) Александр Войтинский[2] (2 сезон) |
В ролях | Константин Хабенский Паулина Андреева Виталий Кищенко Алексей Серебряков Александр Петров Макар Запорожский |
Композитор | Ryan Otter |
Страна | Россия Россия |
Оригинальный язык | русский |
Количество сезонов | 2 |
Количество серий | более 16 (с учётом 2-го сезона) |
Производство | |
Исполнительный продюсер | Ирина Баскакова |
Продюсер | Александр Цекало (ген.) Константин Эрнст (ген.) Максим Полинский (креат.) Николай Булыгин (креат.) Иван Самохвалов (вед.) |
Оператор | Юрий Коробейников (1 сезон) Николай Богачёв (2 сезон) |
Место съёмок | Нижний Новгород |
Хронометраж | 50—55 мин |
Студия | Продюсерская |
Трансляция | |
Телеканал | Первый канал |
На экранах | 18 октября 2015 — настоящее время |
Формат видео | 480i (SDTV) 1080i (HDTV) 1080p (Blu-ray) |
Формат звука | Dolby Digital 5.1 |
Ссылки | |
kino.1tv.ru/serials/metod | |
IMDb | ID 5135336 |
«Ме́тод»
— российский телесериал в жанре детективно-психологического триллера. Главные роли исполняют Константин Хабенский и Паулина Андреева.
Индустриальный закрытый показ первых двух серий для представителей прессы и кинобизнеса состоялся 21 сентября 2015 года в московском кинотеатре «Пионер»[3], где генеральный директор «Первого канала» и один из продюсеров сериала Константин Эрнст принял решение о продлении сериала на второй сезон[4].
Премьера сериала в телеэфире состоялась 18 октября 2015 года. Первый сезон выходил в эфир по воскресеньям в 23:00.
Премьера второго сезона сериала запланирована на «Первом канале» осенью 2021 года[5].
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 В ролях
- 3 Список серий 3.1 Сеанс первый (18 октября)
- 3.2 Сеанс второй (25 октября)
- 3.3 Сеанс третий (1 ноября)
- 3.4 Сеанс четвёртый (8 ноября)
- 3.5 Сеанс пятый (15 ноября)
- 3.6 Сеанс шестой (22 ноября)
- 3.7 Сеанс седьмой (29 ноября)
- 3.8 Сеанс восьмой (6 декабря)
- 3.9 Сеанс девятый (13 декабря)
- 3.10 Сеанс десятый (20 декабря)
4 Прообразы5 Съёмки6 Саундтрек7 Продажа Netflix8 Оценки
8.2 Отрицательные9 Награды10 Примечания11 Ссылки
Сюжет
Родион Меглин
(Константин Хабенский) — загадочная и неординарная личность. Он — следователь высочайшего уровня, который раскрывает самые сложные убийства. Он привык работать в одиночку, не раскрывая секреты своего метода. Он всегда находит и ловит убийц, нередко казня их прямо при задержании.
Выпускница юрфака Есения Стеклова
(Паулина Андреева) получает направление в отдел Следственного Комитета, в котором служит Меглин, и становится его стажёром. У Есении есть личные мотивы для работы с Меглиным — мать Есении убили при загадочных обстоятельствах, а отец скрывает важные детали произошедшего, но она не оставляет надежды выйти на след убийцы. Работа с Меглиным становится для Есении тяжёлым испытанием.
«Паулина по-настоящему упала в обморок!»: режиссер «Метода-2» рассказал о тяжелых съемках
С 8 ноября на Первый канал возвращается нашумевший сериал «Метод». Зритель увидит продолжение истории Есени (Паулина Андреева), которая снова будет охотиться за маньяками. Только если в прошлом сезоне основная нагрузка все-таки ложилась на детектива Родиона Меглина (Константина Хабенского), то теперь на авансцену выходит его ученица.
больше по теме «Метод-2»: Паулина Андреева выйдет замуж за Александра ПетроваУ Teleprogramma.pro появились первые кадры нового сезона сериала.
Создатели второго сезона обещают, что новые серии фильма будут более жесткими и кровавыми. В интервью режиссер сериала «Метод-2» Александр Войтинский рассказал о трансформациях Паулины Андреевой, животной натуре Александра Петрова и самых страшных съемках в своей жизни.
Кадр из сериала «Метод-2». Фото: Первый канал
— Александр, известно, что первый сезон сериала «Метод» был отчасти основан на историях реальных маньяков. А как обстоит дело со вторым?
— Перед съемками я просмотрел кучу фото- и кинохроники, изучал лица маньяков, манеру их поведения, пытался понять философию, ведь многие из них охотно делятся и любят рассказывать о своих преступлениях, гордятся ими — далеко не все раскаиваются. Документальные материалы нам очень помогли. Я показывал видео актерам, просил вникать, сживаться с маньяками, примерять на себя их характеры. Работка не для слабонервных, конечно.
— В СМИ писали, что второй сезон будет более жесток и кровав. Это действительно так? Расскажите, пожалуйста, сколько бутафорской крови было использовано на съемках?
— Это хороший подход — посмотреть отчеты и сравнить в литрах истраченной «крови», какой сезон более кровав! Я шучу, конечно, но мне кажется, что да, второй сезон оказался более жестоким. Хотя сравнивать трудно — первый я смотрел как зритель, а во втором был внутри процесса.
Но у меня есть нехорошее подозрение, что жестокость — это своего рода наркотик, и поэтому зрителям, да и создателям тоже постоянно хочется увеличивать дозу. И речь не столько об объемах крови, сколько о психологическом давлении на зрителя. Но вообще события, происходящие с главными героями, на этот раз пострашнее отдельных кейсов. И в этом фундаментальное отличие второго сезона.
Паулина Андреева в сериале «Метод-2». Фото: Первый канал
— Вся актерская нагрузка во втором сезоне легла на Паулину Андрееву. Она ее выдержала? Как вам с ней работалось?
— Работалось сначала легко, потом трудно, потом опять легко. Она менялась прямо на глазах и выходила из-под контроля. На съемках, тем более таких долгих и тяжелых, люди растут — и не только актеры, кстати, мы все трансформируемся, узнаем с разных сторон и себя, и своих персонажей, и друг друга.
В какой-то момент Паулина погрузилась в отчаяние, мы перестали понимать друг друга, ссорились, какие-то сцены проходили мучительно для всех, казалось, что все катится к черту, разваливается, но на самом деле Паулина буквально «проживала» судьбу своей героини и вместе с нею разбивалась вдребезги, а потом собирала себя по кусочкам, сжимала кулаки и выходила из огня уже другой, взрослой и сильной. Арка Есении Стекловой во втором сезоне была прожита в реальности Паулиной Андреевой на съемках.
Александр Петров в сериале «Метод-2». Фото: Первый канал
— Как вы думаете, в чем секрет успеха Александра Петрова, который также принимает участие во втором сезоне? Почему его везде приглашают сниматься?
— Обычно мы подбираем красивые слова — харизма, талант, интуиция. Но если коротко, то Александр Петров — животное. Когда он входит в кадр, вся площадка замирает и может целый час, не отрываясь, на него смотреть, пока скрипт-супервайзер первым не очнется: «Подождите, это сцена из другой серии!»
И есть у Саши еще два качества — он амбициозный и умный. И поэтому ревниво следит за своим персонажем, тщательно выстраивает образ, вмешивается в сценарий, безжалостно правит свою роль. И мне приходилось постоянно искать компромиссы между стратегией сезона и амбициями Александра Петрова. Обычно перед кадром мы прогоняем сцену с актерами, все собираются в кружок и читают. С Сашей я старался все десять раз обсудить заранее — пока он не уложит в себя сцену, не переварит, он в кадр не шагнет.
Кадр из сериала «Метод-2». Фото: Первый канал
— Какой съемочный день был самым тяжелым?
— Лучше спросите, какой был легким. Съемки длились почти год, часто мы находились вдали от дома, в полях и лесах, месили грязь сапогами, сражались с комарами, мокли под дождем, задыхались в дыму, обливались (искусственной) кровью, дрались, стреляли из разных видов оружия, падали из окон, горели и тонули. Я похудел на 15 килограммов, осунулся и потерял веру в людей. Прекрасное время, о котором теперь только мечтать…
Сначала не было видно конца и края, и каждый день был тяжелее вчерашнего, а потом вдруг — раз, и вот уже скоро последняя смена, и даже жалко, как-то все притерлись, привыкли друг к другу, не хотим расставаться, можно мы еще поснимаем, а? В общем, не было самого тяжелого дня, все казались сначала тяжелыми, а потом оказались очень даже классными.
Кадр из сериала «Метод-2». Фото: Первый канал
— Какие нештатные, интересные, курьезные ситуации случались на съемках? Расскажите, пожалуйста, о нескольких интересных случаях.
— Однажды мы снимали в морге. В действующем. Мы вообще старались все делать по-настоящему, но не до такой степени, как получилось. Я приехал пораньше и пошел смотреть «трупы», их должны были подготовить. А надо сказать, что муляжи трупов — это не самая простая позиция для реквизита, они дорогие, бюджета никогда не хватает. А делать их из людей долго, слишком большой объем для грима, никакой смены не хватит.
И вот я захожу, никого нет, лежат муляжи, штук десять. И я смотрю, как плохо они сделаны, сразу видно, что не настоящие — подобрали какой-то цвет кожи не естественный, серый, но видно, что искусственный. Позы странные, пакеты зачем-то на руках и на голове.
Выхожу, ищу второго режиссера, прошу все переделать, ругаюсь, а он на меня смотрит и молчит. Что такое? Да я, говорит, как раз хотел сказать, что «трупов» не будет, не нашли по нашему бюджету. И я такой: а кого же я только что смотрел? В общем, они были настоящие, их неожиданно привезли.
Но вы не смейтесь, в кино все должно быть более настоящим, чем настоящее! Это еще не все. С трудом удалось уговорить Паулину сниматься в морге, она отказывалась на полном серьезе. Мы убедили ее, что трупы не настоящие, и она молодец, взяла себя в руки, сыграла — и даже очень органично получилось!
На последней секунде забегают санитары, ругаются на нас и увозят своих мертвецов. И Паулина все понимает, она как раз крупным кадром, на глазах просто бледнеет — и это очень хорошо для сцены. И я такой счастливый: «Стоп!». И Паулина падает в обморок. Она бледнела, потому что до нее дошло, что она всю сцену ходила среди настоящих мертвецов. В общем, искусство требует жертв.
Еще был жуткая сцена самосуда — жители среди бела дня вешали во дворе маньяка. Крики, толкотня, его вздергивают, он хрипит, брыкается. И в этот момент в арку въезжает машина, оттуда выбегает Есеня с операми и предотвращает убийство. Отрепетировали, снимаем. Все идет по плану, маньяка подвесили, он хрипит, подъезжает машина, Есени не видно, но опера выбегают, бросаются к актерам, начинают их оттаскивать, кричат «Всем стоять!», опускают веревку с подвешенным маньяком. Я им кричу: «Вы с ума сошли, что за самодеятельность!»
А они на меня бросаются, руки заламывают. Оказалось, прохожий увидел, что у нас происходит, и остановил проезжавшую полицейскую машину. Местные-то все знали, а тут случайные полицейские, они же не знают, что к чему. Разобрались, извинились. Но я всех поздравил: молодцы, актеры, получается правдиво, продолжаем!
Кадр из сериала «Метод-2». Фото: Первый канал
И вот классический пример — таких историй было полно. Сцена очень сложная, напряженная, даже трагичная, она переворачивает отношения Жени с Есеней. Мы отвели на нее два часа в конце смены. Выходим на площадку, читаем — не то… Когда авторы пишут в кабинетной тиши, у них одно получается, а на площадке живые люди, все иначе. Фильм начинает жить своей жизнью.
Пробуем на ходу переделать — не получается. Группа уже изнывает, терпение лопается, все расходятся на перерыв, мы уходим обсуждать. Десять минут, сорок минут, час. Второй режиссер уже волком воет — не успеем, а это последний день в объекте, срыв съемочного плана, катастрофа! Еще полчаса, уже до конца смены десять минут.
Но нашли! Смелое решение, необычное, рискованное — Женя должен был разорвать отношения с Есеней, но вместо этого он признается в любви. Парадоксальная сцена, внешне романтическая, в внутренне просто душераздирающая. И ребята играют ее одним дублем, плачут в кадре, Паулину колотит по-настоящему — и мы успеваем. Вот так по лезвию ножа все время шли. А можно было отыграть, как написано, и спокойно разойтись. Но только не с этими актерами и не с этой командой.
Режиссер Александр Войтинский. Фото: Первый канал
— Повлияла ли как-то пандемия на съемки второго сезона «Метода»? На ваши личные творческие планы?
— Мы уложились до пандемии, иначе бы просто никогда не закончили. «Метод» был моим первым сериалом, но, как я теперь понимаю, не последним — сценарии уже пишутся.
Смотрите сериал «Метод» на Первом канале уже с 8 ноября.
В ролях
- Константин Хабенский — Родион Викторович Меглин, следователь
- Паулина Андреева — Есения (Есеня) Стеклова, стажёр и любовница Меглина
- Алексей Серебряков — Алексей Николаевич Ануфриев (маньяк «Стрелок»)
- Александр Цекало — Володя, праздничный убийца, убийца
- Виталий Кищенко — Андрей Сергеевич Стеклов, отец Есени, старший советник юстиции (полковник юстиции). В прошлом друг Меглина
- Тимофей Трибунцев — Николай (Пиночет)
- Юрий Колокольников — Михаэль Птаха, тенор
- Виктор Цекало — Геннадий Абрамович Штих, банкир, попечитель оперного театра
- Сергей Сосновский — Вадим Михайлович Бергич, психиатр
- Александр Петров — Женя, однокурсник и любовник Есени. Сын генирала, бабник.
- Макар Запорожский — Саша Тихонов, однокурсник Есени. Влюблен в нее, пытается её добиться. Дружит с отцом Есени
- Олег Васильков — Глухой, помощник Меглина
- Кирилл Полухин — Седой, детектив
- Юрий Быков — Худой, детектив
- Игорь Савочкин — Славик («Дачник»), похититель девушек
- Евгения Симонова — Софья Зиновьевна, учительница
- Александр Чередник — Анатолий Валерьянович Головко, («Турист»), учитель-детоубийца
- Ян Цапник — Жорик Андриевич («Таксист»)
- Иван Добронравов — Павлик Толмачёв
- Владислав Ветров — Сергей Леонидович Цветков, декан
- Алексей Комашко — Григорий Белых
- Павел Басов — Владимир Стриженов, паркурщик
- Яна Енжаева — Юля/Алиса, сёстры-близнецы
- Глеб Подгородинский — Григорьев в молодости
- Вера Панфилова — Аня Свиридова
- Сергей Белов — Ваня Свиридов
- Никита Кукушкин — Фёдор Яшин
- Роман Смирнов — Никита
- Сергей Романович — Игорь Иванов, паркурщик
- Екатерина Дубакина — Анюля Захарова, подруга Есени, зацикленная на своей внешности. Становится жертвой маньяка на выпускном
- Зоя Кайдановская — Ирина Игнатович
- Михаил Самохвалов — Стриженов, отец паркурщика
- Сергей Беляев — опер
- Александр Сергеев — Василий Грач, врач
- Марина Правкина — Вера Стеклова, мать Есени
- Юлия Ауг — мэр города
- Владимир Чуприков — начальник ОВД
- Олег Зима — Максим Олегович Огнарёв, следователь
- Денис Шведов — Игорь Бойко
- Евгений Волоцкий — Юрий Борисов, опер
- Илья Исаев — Валерий, охранник
- Захар Кабанов — Паша Орлов
- Вероника Блохина — мама Паши
- Мария Бородина — Иринка
- Юлия Полынская — мать Юли-Алисы
- Николай Ширяев — молодой Меглин
- Денис Дружинин — офицер полиции
- Сергей Карасевич — Серёжа Капустин
- Сергей Гузеев — следователь
- Юрий Коноплянников — директор академии
- Николай Бендера — отец Григория Белых
- Владимир Берегов — врач-реаниматолог
- Карина Зверева — Наташа (голая модель)
- Леонид Кипнис — маньяк
- Алиса Майорова — Лера
- Аполлинария Дашковская — одноклассница Белых
- Максим Дромашко — Виктор Сучков, следователь
- Михаил Мухин — дальнобойщик
- Дмитрий Митин — отец Ани и Вани
- Маргарита Шилова — свидетельница
- Артём Быстров — Сергей Мокрушин, лейтенант полиции в Липецке
- Сергей Бызгу — Вадим, директор Владимирского оперного театра
- Анжела Белянская — жертва Птахи
- Дмитрий Гусев — Бергич в молодости
- Алексей Эйбоженко — адвокат Бойко
- Владимир Яканин — Владимир Акопович, тренер по спортивной гимнастике
- Валентин Самохин — профессор Андрей Иванович Жуков, преподаватель факультета экстремальной психологии
- Вячеслав Кулаков — Лазарев
- Михаил Солодко — Рубель
- Владимир Беркун — отец Василия Грача
- Владислав Толдыков — Гена, слесарь
- Тамара Спиричева — мать Гены
- Александр Айрапетов — Семён Аркадьевич, часовщик
- Полина Ганшина — Светлана
- Евгений Кулаков — Комаров
- Иван Гордиенко — Григорьев, учитель Меглина
- Павел Сборщиков — охотник
- Дмитрий Мирон — гот
- Михаил Гуро — Виталик
- Артём Мослов — школьник Аркаша
Список серий
Серии разделены на «сеансы». В начале каждой серии Константин Хабенский (Родион Меглин) говорит некоторую фразу — эпиграф серии, связанный с её сюжетом.
Сеанс первый (18 октября)
№ | Цитата |
1-я серия | «Вы говорите: «всю мою сознательную жизнь». Но это неправда. Говорите лучше — всю мою бессознательную жизнь» |
2015 год. | |
2-я серия | «Если проиграл бой демонам, прежде чем умереть, помоги — нам» |
Есеня день за днём изучает дела, которые вёл Меглин, но не находит объяснения, почему его раскрываемость достигает 80 %. Саму Есеню Меглин игнорирует. Когда терпение Есени уже находится на пределе, Меглин неожиданно берёт её с собой в Липецк, чтобы расследовать дело о «Липецком душителе», дерзко убившем 10 девушек. |
Сеанс второй (25 октября)
№ серии | Цитата |
3-я серия | «Если идёшь по следам убийцы — ты уже отстал» |
После событий в Липецке Есеня решает прервать стажировку у Меглина. В столе отца она находит документы, связанные со смертью матери, но не успевает изучить их: Меглин просит Есеню помочь ему в новом расследовании, после чего обещает отпустить её. В ходе расследования она начинает постигать его метод работы, а также знакомится с его знакомыми, которые оказываются ещё более чем странными людьми. | |
4-я серия | «День даёт человеку пищу, ночь — голод» |
Меглин хочет проверить профессиональное чутьё Есени и доверяет ей выбор нового дела. Они приезжают в Михайловск, где время от времени пропадают мальчики из неблагополучных семей, которые были членами местного туристического клуба «Романтик». Есене кажется, что она прошла проверку у Меглина, но во время задержания убийцы он грубо выгоняет её. |
Сеанс третий (1 ноября)
№ серии | Цитата |
5-я серия | «Твой дом — твоя крепость. А зачем тебе крепость? Кто на тебя нападает?» |
В Троицке из старого «Люгера» убивают родителей, чьи дети занимаются спортом. Рядом с трупами преступник оставляет призовые кубки. Меглин вынуждает Есеню в одиночку задержать преступника, подвергая её жизнь опасности.
Чтобы завоевать расположение Есени, влюблённый в неё однокурсник Саша решает найти заказчика убийства на выпускном. Благодаря Меглину Есеня получает результаты баллистической экспертизы из дела её матери: он принадлежал сослуживцу отца Есени. Однако отец говорит, что не знает этого человека. |
|
6-я серия | «У самой границы дорога всегда становится шире» |
Меглин и Есеня изучают материалы нового дела: три обнажённые девушки повешены с табличкой «partisan» на груди, а в их крови обнаружен скополамин — «сыворотка правды», причём патологоанатом заявляет, что он получен из производящего его растения — индийского дурмана. Для установления личности преступника Меглин проводит в университете, где учились погибшие, смелый эксперимент, однако затем у него происходит приступ и Есене самой приходится вычислять убийцу.
Меглин устраивает Есене встречу с владельцем оружия, из которого была убита её мать. Однако та заканчивается трагически. |
Сеанс четвёртый (8 ноября)
№ серии | Цитата |
7-я серия | «Нарушителей правил сначала называют преступниками. Потом — психами. И, наконец, пророками» |
В Малодементьевске появляется «народный чистильщик» под ником «Субботник»: он выставляет на голосование кандидатуры людей, чьи действия, по его мнению, заслуживают кары, а затем выкладывает в сеть видео их показательных убийств. Из всех его жертв в живых остался только участковый милиционер, которого спас его сын, однако тот парализован на всю жизнь. Расследование выводит Меглина и Есеню на банду местных неонацистов. | |
8-я серия | «Обманутая верность ищет одного: разрушения» |
У станции Моховые горы найдено 9 девушек, зарезанных в поле с цветами в руках. Местная полиция, считающая, что убийца — один из местных «бомбил», уже 3 месяца пытается поймать его на подставных девушек, но все попытки оканчиваются провалом, поэтому в город вызван Меглин. Вскоре убийца совершает новое нападение, однако его жертва остаётся жива — бежавшие мимо дети спугнули маньяка. Она даёт его описание, после чего фоторобот с составленным Меглиным текстом вывешивают по всему городу.
Саша находит пожилого часовщика, который часто общался с «Праздничным убийцей». Тот утверждает, что к его другу часто заходил некий молодой человек, долго разговаривавший с «Праздничным» «о жизни», и соглашается помочь составить его описание. Есеня снова донимает Меглина расспросами и получает доступ к его картотеке, вызывающей ещё больше вопросов. Отец Есени приказывает Меглину выгнать дочь со стажировки, но тот отказывается. |
Сеанс пятый (15 ноября)
№ серии | Цитата |
9-я серия | «Ни один ребёнок ещё не погиб от объятия матери» |
Меглин и Есеня изучают странную связь убийств пожилых женщин и маленьких девочек. Отец Есени начинает внутреннее расследование действий Меглина и предупреждает его, что дело, которое он сейчас ведёт — последнее.
Саша приходит к часовщику сделать фоторобот подозрительного приятеля «Праздничного убийцы» и узнаёт, что старый мастер пропал. |
|
10-я серия | «По ночам деревья спрашивают друг друга: как они живут без корней?» |
Есеня оказывается в психиатрической клинике Бергича, одного из наставников Меглина — она ждёт убийцу, оставляющего около своих жертв искусно связанных куколок и являющегося, по мнению Родиона, психически больным человеком, который рано или поздно придёт в клинику, невзирая на то, что «если он в эти ворота зайдёт, то с такой историей болезни уже обратно не выйдет ». Наблюдая за жизнью пациентов и пытаясь понять Меглина, Есеня неожиданно видит Ольгу Берестову: эта женщина фигурировала в картотеке Меглина и как-то связана со смертью матери Есени. |
Сеанс шестой (22 ноября)
№ серии | Цитата |
11-я серия | «Убийство — как роды. Я — отец и мать. Я открываю людям дверь в другой мир. Дарю новую жизнь» |
Подросток убивает своих родителей и устраивает расстрел в классе. После задержания он отказывается говорить с кем-либо, кроме Меглина. Убийца передаёт послание «школьного стрелка» и заканчивает его словами «ты меня не поймаешь» — то же самое Меглину сказал на вечеринке «Праздничный убийца». Подростка отправляют в клинику Бергича, а Меглину и Есене предстоит понять, кто будет следующей жертвой «Стрелка». Показывается детство и юношество Меглина, начало его работы, его «метода». |
Сеанс седьмой (29 ноября)
№ серии | Цитата |
12-я серия | «Месть сделала ночи длиннее, а ножи — короче» |
Оперный театр во Владимире взбудоражен исчезновением нескольких человек из попечительского совета театра. Все они в той или иной мере могли мешать главному покровителю театра, банкиру-меценату Штиху. Выясняется, что «оперная история» уходит корнями в прошлое 20-летней давности. |
Сеанс восьмой (6 декабря)
№ серии | Цитата |
13-я серия | «Все животные — стайные. У одиночек стая — внутри» |
Свой день рождения Есеня проводит на работе с Меглиным. Участились случаи убийств девушек модельной внешности — 5 жертв за короткое время. Она приглашает его на свой день рождения, но он отвечает отказом, мотивируя это взаимной нелюбовью к людям. Однако после разговора с Бергичем он неожиданно для всех приходит на праздник и в тот же вечер между Меглиным и Есеней происходит интимная близость.
На кладбище у могилы матери Есеня, уставшая от нежелания отца рассказать ей правду о смерти матери и недовольства от того, что она работает с Меглиным, рвёт с ним все отношения. Отправившись на новое место преступления, она рассказывает о произошедшем в манере Меглина — тот понимает, что Есеня переняла его метод, и проводит операцию по задержанию преступника. |
Сеанс девятый (13 декабря)
№ серии | Цитата |
14-я серия | «Кто говорит мне, что любую истину надо проверять огнём?» |
Картотека Меглина помогает выявить общий признак новой «серии»: показательно казнены несколько преступников-психопатов. Невидимый подстрекатель готов остановиться, но ставит Меглину невыполнимое условие. Берестова рассказывает о своём прошлом. |
Сеанс десятый (20 декабря)
№ | Цитата |
15-я серия | «Думаешь, я монстр? Такой же человек, как ты. Просто осмелился» |
Меглин случайно узнаёт о переводе из тюрьмы в клинику Бергича фигуранта своего давнего дела — опасного психопата Ануфриева. Ануфриев бежит из тюрьмы, приходит к Меглину и рассказывает свою философию: по его мнению, люди уже мертвы, а он пришел их помянуть. Поэтому он сначала убил 9 человек, затем убьёт 40, а потом 365 (по времени поминок после смерти). В ходе завязавшейся драки Есеня получает легкое ранение, но Меглин задерживает Ануфриева и передаёт его в руки полиции, однако тому вновь удается бежать… | |
16-я серия | «Судья — у дверей. Соборное Послание Апостола Иакова, глава 5, стих 9» |
Ануфриев осуществляет вторую часть своего плана, убив 40 человек, причём последних он убивает в нижегородском детдоме, где вырос Меглин. Во время транспортировки Ануфриева в Москву Меглин и Есения похищают его, так как Меглин понимает, что в случае побега маньяка тот убьёт 365 человек. Меглин заживо хоронит Ануфриева в могиле рядом с детдомом (не желающий умирать маньяк признаётся, что его освободил отец Есени, чтобы остановить Родиона), после чего теряет сознание. Перед этим он рассказывает Есении, что её мать имела психическое расстройство и также стала убийцей. Она просила мужа остановить её, но тот не смог, и это сделал Меглин, застрелив её. Есения помогает Меглину, превратившемуся в «овощ», покончить с собой. Следователи делают ей предложение заменить Меглина в поисках убийц. Есения отказывается, однако позже получает звонок от серийного убийцы, который спрашивает, каково ей теперь одной, и она снова принимается за расследование. |
Образ и биография Родиона Меглина
Зритель знакомится с главным героем сериала и узнает, что он — майор полиции по званию. Профессиональная биография персонажа связана с поимкой опасных преступников, психически больных людей и попросту изуверов. Родион демонстрирует невероятное чутье в расследованиях. И это притягивает Стеклову, выпускницу юридического университета, которая пришла на стажировку к Меглину.
Отец Есении — полковник юстиции Андрей Стеклов, скрывает от дочери правду о том, как умерла ее мать. И тогда девушка решает пойти в помощницы к следователю, надеясь, что тот поможет узнать истину и укажет на убийцу.
Спустя некоторое время юная практикантка начинает замечать у начальника некие наклонности. От серии к серии и зритель понимает — Меглин что-то скрывает. Более или менее становится ясна причина странного поведения детектива — через описание его ранней биографии.
В 1978 году, когда мальчику было около 5 лет, произошла страшная трагедия. Маньяк проник в дом и убил отца Родиона, а также сильно избил мать. Этих сцен юный герой не видел, все время прячась под кроватью с ножом в руке.
Прошло 10 лет. Правосудие свершилось, только руками самого Меглина. Кроме непосредственного убийцы родителей, парень лишил жизни еще нескольких преступников.
Его осудили и приговорили к высшей мере наказания — смертной казни. А затем внезапно освободили, чтобы тот работал в следственных органах и был той самой рукой правосудия, когда по закону не хватает доказательств наказать преступника.
В молодости Родиону пришлось пройти многое, начиная от тюрьмы и заканчивая лечением у психиатров. Его диагноз связан с травмирующими факторами из детства. По словам врача, из-за этих событий некоторые чувства пациента оказались заблокированы. Но при этом он стал чувствовать маньяков, рассуждал, как они, а еще легко просчитывал следующие шаги.
Сам Меглин — такой же человек, способный лишить жизни другого. Только постоянно находящийся на грани между двумя крайностями — убийцы и карателя. Благодаря умению чувствовать у людей патологические наклонности, он построил карьеру в полиции, частенько выступая палачом. Хоть такой метод и осуждали коллеги, включая помощника «Глухого», сделать с этим ничего не могли.
При этом психическая болезнь детектива медленно высасывала из него жизнь. Приступы часто сопровождаются обмороками, галлюцинациями, пеной изо рта. Чем болеет мужчина — никто не знает. Но его врач уверяет — пациенту осталось недолго. И скоро тот либо умрет, либо превратиться в «овощ». А пока у следователя есть время — он глушит боль с помощью таблеток, коньяка и носит с собой смертельный укол с морфином.
Родион демонстрирует характер человека, который не признает регламенты: хамит, запугивает, нарушает юридические нормы. Неудивительно, что он способен обмануть и законы природы — выжить после смертельного удара ножом, вопреки здравому рассудку. По крайней мере, в это сильно верили поклонники сериала, ожидая возвращение персонажа во 2-м сезоне. И надеялись, что за любовной сценой главных героев последуют серьезные отношения.
Прообразы
Продюсеры сериала подчёркивают, что «Метод» является самостоятельным и самобытным произведением, не имеющим близких аналогов. Создатели российского сериала отрицают тесную связь их работы с «Декстером», подтверждая некоторую общность с сериалом «Настоящий детектив»[6]. Прообразы главных героев частично заимствованы из фильма «Достучаться до небес»: припадки героя Хабенского и боязнь, перерастающая в привязанность, героини Андреевой.
Прообразами маньяков стали Анатолий Седых (2-я серия)[7], Анатолий Сливко (4-я серия), Геннадий Михасевич (8-я серия) и Василий Кулик (9-я серия); в 11-й серии, возможно, описаны события, случившиеся в московской школе № 263.
Персонаж Алексея Серебрякова (маньяк «Стрелок») является отсылкой к Анатолию Оноприенко: в частности, он повторяет его слова из интервью «Я феномен, меня изучать нужно…
», а также «рисует» крест из жертв.
Серия с маньяком «Субботником» имеет прямые отсылки к уголовному делу Академовских маньяков с рядом намеренных сценарных искажений (1 преступник вместо двух, политические убеждения и мотивация).
Продюсер сериала Александр Цекало в интервью Юрию Дудю подтвердил, что все истории маньяков из сериала основаны на реальных событиях[8].
Интересные факты о сериале
- Несмотря на то что в триллере много вымысла, показаны реальные истории маньяков, убивавших еще во времена Советского Союза. И как говорят авторы психологического проекта, самые кровавые подробности были опущены, чтобы не погружать зрителя в пучину зверств, которые творили нелюди.
- Каждая серия происходила в разных уголках России, и там же снималась. Кстати, создатели нашумевшей ленты называли новые части рассказа о скрытном следователе, боровшемся со своими демонами, «сеансами». Это еще одна особенность, отличающая от других триллеров многогранный сериал «Метод».
- Отзывы кинокритиков об актерах второстепенного плана, играющих маньяков, сплошь полны восторга. Убедительная игра А. Серебрякова, Я. Цапника и других открывает зрителям темный мир преступника.
Съёмки
Съёмки проходили преимущественно в Нижнем Новгороде, Нижегородской области и Москве.
В марте 2021 года Александр Цекало заявил о том, что съёмки второго сезона должны были начаться в июле 2021 года[9]. В октябре 2017 года Константин Эрнст сказал, что съёмки были ненадолго отложены по причине съёмок другого сериала Цекало и Эрнста «Троцкий», в котором главную роль также играет Константин Хабенский[10]. В итоге съёмки второго сезона стартовали в мае 2018 года[2][11].
По словам Цекало, ещё в день закрытой премьеры первого сезона в «Пионере» Эрнст и он начали вести переговоры с Константином Хабенским о его участии во втором сезоне сериала[4]. В апреле 2018 года в интервью Юрию Дудю Хабенский подтвердил, что примет участие в новом сезоне[12].
Оценки
Положительные
Смотреть на это все интересно, моментами — даже немного страшно, благодаря напряженному монтажу в сценах погонь и убийств. Но пока не покидает это самое ощущение «экспериментальности» — нарочитой сконструированности, в угоду которой опускаются детали и выхолащиваются характеры (при более спокойном темпе они могли бы, наверное, стать значительно живее и глубже)[13].«Афиша Daily» |
Отечественный правоохранительный работник действует не за благодарность, а за идею. Если угадал – власть не похвалит, если ошибся – в полиции он не числился. Завершение карьеры гениального детектива или справедливого маньяка за рубежом – одинокая старость на свободе. Конец русского – в желтом доме. Однако антикризисная многожанровая схема «Метода» оставляет надежду: Есеня одна не останется, а талант Константина Хабенского найдет себе применение и в новом сезоне[14].«Искусство кино» |
А вот с чем сериалу откровенно повезло, так это с шикарным актерским составом. Не хочется подчеркивать отчетливый «минус» – абсолютное отсутствие химии между Хабенским и Андреевой, – но по отдельности практически все актеры заслуживают похвалы. И касается это не только ведущих персонажей, в дальнейшем из серии в серию будут появляться столь же яркие герои эпизода, каким был Цекало в пилотном эпизоде. И это не позволяет махнуть рукой на просмотр[15].«Film.ru» |
Отрицательные
То, чем занимается Меглин, — при свидетелях, при наличии законной власти, — это, безусловно, не «Декстер», тут авторы правы; это какая-то смесь беззакония и архаики, которая позволяет творить произвол, ссылаясь на высшую справедливость или на «правоту большинства». И этот «метод», который предлагают нам авторы сериала, как раз вполне традиционен, ничего нового[16].«Огонёк» |
Ну да, конечно — всё можно списать на то, что это сказка. В развлекательном жанре всё сказки — и «Молчание ягнят», и романы Акунина, и фильмы про Бэтмена. Вот только в хороших сказках не спотыкаешься на каждом шагу. Я вот абсолютно верю, например, сериалу «Доктор Хаус» (первое, что в голову пришло): понятно, что не могут в одной больнице сразу сойтись все 150 редчайших болезней, какие существуют на свете, но все равно это выглядит очень естественно и убедительно, и ты, понимая, что с тобой играют, с радостью соглашаешься на игру. В данном случае — ничего подобного[17].«Комсомольская правда» |
Герой Хабенского же, по первому впечатлению, способен мотивировать разве что на безудержное пьянство. При этом трагедии условного Рэя Велкоро в нем не чувствуется, а незаурядные профессиональные способности — то ли дедуктивные, то ли экстрасенсорные — кажутся откровенно притянутыми за уши[18].«Российская газета» |
Подобная неопределённость, всеядность, а оттого легкая растерянность свойственна «Методу» в целом. Слишком запутанная структура, обрывочные флешбэки, многозначительные эпиграфы с одной стороны и прямолинейно-догматичные концовки эпизодов с другой – все это скорее тормозит, чем двигает сюжет вперед. Размывает основной конфликт, точнее даже два конфликта: между Есеней и отцом (Виталий Кищенко) и между ним же и Меглиным. Превращая «Метод» из психологического триллера в череду мелких происшествий[19].«» |
Главная звезда сериала
Критики считают смелым шагом в кинематографе снятый с непривычной мрачностью сериал «Метод». Отзывы о ленте подтверждают, что гениальный Хабенский – это главная звезда детектива, без которой фильм не получился бы. Психически неуравновешенный следователь, никому не рассказывающий о своем методе работы, ищет в преступлении причины, которые сделали человека серийным маньяком. В каждой серии появляется новый преступник, и Меглин пытается ответить на вечный вопрос «Кто виноват?»
Об этом мире он знает намного больше, чем другие, и с легкостью расшифровывает тайные знаки, которые оставляют серийные убийцы, так как только он может понять их логику. Актер рассказал, что вышедшая на экраны история слишком далека от остальных «причесанных» лент, повествующих о буднях следователей. И находить оправдание этой жестокости невероятно сложно. Он сравнил своего Меглина со зверем, выпущенным на охоту.
Награды
- 2016 — 3 премии ТЭФИ в категориях «Телевизионный фильм/сериал», «Лучший актёр телевизионного фильма/сериала» (Константин Хабенский), «Телевизионный продюсер сезона» (Александру Цекало за создание ряда сериалов).
- 2016 — 3 приза Ассоциации продюсеров кино и телевидения в категориях «Лучший актёр телевизионного фильма/сериала» (Константин Хабенский), «Лучшая работа режиссёра монтажа» (Максим Полинский, Николай Булыгин), «Лучшая работа звукорежиссёра» (Михаил Алексеенков, Игорь Иншаков, Игорь Денисов).
- 2016 — премия «Слово» в категории «Лучший сценарий телевизионного фильма» (Дмитрий Иванов, Олег Маловичко).
- 2016 — премия «Жорж» в категории «Российский сериал года (драма)».
- 2016 — премия Нью-Йоркского кинофестиваля в категории «Криминальная драма»[20].
- 2016 — платиновая награда Хьюстонского международного кинофестиваля[21].
Примечания
- Недолюбленные маньяки: как снимался сериал «Метод» с Хабенским (неопр.) . Московский комсомолец .
- ↑ 12 В Москве стартовали съёмки второго сезона сериала «Метод»! (неопр.) . ВКонтакте .
- Андреева и Хабенский на премьере сериала «Метод» (неопр.) . Кино Mail.Ru .
- ↑ 12 Александр Цекало: «Просматривая некоторые заявки, я понимаю, что их авторы не видели современных сериалов» (неопр.) . МедиаПрофи .
- Второй сезон сериала «Метод» с Константином Хабенским выйдет в эфир осенью 2021 года (неопр.) . Константин Хабенский. Информационный сайт .
- Метод — Серия 1 (неопр.) . Первый канал. Дата обращения 7 октября 2015.
- История «липецкого душителя» легла в основу сюжета фильма «Метод»
- Цекало — «Норд-Ост», маньяки, выборы / вДудь (неопр.) . YouTube (10 апреля 2018).
- ↑ 12 Мажоры и фарцовщики заинтересовали американцев, Кино-Театр (2 марта 2017). Дата обращения 3 марта 2021.
- Телехранитель. Революция русского контента. Программа Russian content revolution на телевизионном рынке в Каннах (неопр.) . Эхо Москвы (22 октября 2017).
- Иван Самохвалов: «Для „Среды“ прошлый год был абсолютно феноменальным» (неопр.) . Бюллетень кинопрокатчика (9 марта 2018).
- Хабенский — «Метод-2», Мединский и Брэд Питт / вДудь (неопр.) . YouTube (26 апреля 2018).
- Русские сериалы «Метод»: Константин Хабенский охотится на маньяков
- Неполная индукция. «Метод», режиссер Юрий Быков
- Рецензия на 1-й сезон сериала «Метод»
- Придет серенький маньяк
- А потом пришел маньяк и давай бухать коньяк
- «Метод»: есть Хабенский, нет оригинальности
- ХАБЕНСКИЙ ТЕРЯЕТ КОНТРОЛЬ В «МЕТОДЕ»
- RUSSIA 2021 World’s Best Television & Films Winners & Finalist Index (неопр.) . New York Festivals .
- All 2021 Remi winners (неопр.) . WorldFest-Houston .
Объяснение сюжета
Так какой у сериала «Метод» смысл?
Основная тема, которая звучит на протяжении всех серий – это тема кары, возмездия за совершенные преступления. Каждый должен отвечать за свои поступки. Но если в большинстве детективов преступников судят по закону, то здесь судьбу убийцы вершит сам следователь. Для него истина едина: «Тот, кто убил ради удовольствия, должен умереть».
Правильно это или нет, каждый для себя решает сам. Но одно верно – выбираясь на свободу, 99% маньяков продолжают убивать – и Меглин это понимает.
Основные темы сериала
Особым отличием «Метода» является первостепенность этиологии убийства. Основная причина возникновения маниакальных наклонностей — детские психологические травмы. Сериал показывает зрителю, какое влияние на становление личности ребенка может оказывать жестокое обращение родителей и сверстников, и призывает людей помнить об этом при воспитании своих детей.
На заметку! О важности темы воспитания в «Методе» свидетельствует эпиграф к одной из серий: «Еще ни один ребенок не умер от объятия матери».
Следующая тема – преодоление себя. Несмотря на сильную маниакальную страсть, Меглин отказывается от преступной жизни и становится следователем. Так его недостаток преобразуется в большое преимущество. Возникает меглинский метод, смысл которого в следовании логике маньяка при раскрытии преступлений. Родион, как никто другой, видит слабости и мотивы преступников, быстро выводит их на чистую воду.
Здесь уместна мысль Меглина «Все мы хорошие и плохие». У большинства людей есть скрытые негативные наклонности, к появлению которых приводят разные жизненные обстоятельства. Но убийцами становятся единицы.
Режиссер хочет сказать, что даже объективные причины возникновения маниакального влечения (разновозрастные психологические травмы), не могут стать оправданием убийства. Человечность и принцип «не убий» должны быть первичными.
Второстепенные темы 1 и 2 сезонов
В чем смысл 1 сезона сериала «Метод»? Помимо основных тем, в первой части освещаются проблемы:
- ответственности перед близкими людьми, даже умершими. Есения в самом начале дает себе обещание найти убийц мамы и подруги и сдерживает его;
- верности – Андрей Стеклов до сих пор любит свою жену и делает все возможное, чтобы память о ней не была осквернена;
- взаимоотношений отца и дочери. Родители опекают детей из желания уберечь их от опасностей. В случае Есении ее папа предполагал также возможную наследственную предрасположенность дочери к желанию убивать. Девушка же в силу своего юного возраста не сразу оценила заботу родителя;
- отношений мужчины и женщины. Страсть и любовь – 2 разные вещи, отличие которых четко показывает режиссер.