Россия, Ростов-на-Дону
Телефон:
+7 (863) 210-74-.. Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Памяти Алексея Балабанова: 10 лучших фильмов талантливого режиссера

image

Ровно 62 года назад, 25 февраля 1959 года, родился российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Алексей Балабанов. Его работы стали отражением слома эпох — советской и российской — в глазах обычных людей. Загнанные в угол, оказавшиеся на обочине жизни люди вынуждены искать свое место в новом обществе, новый стержень и новую мораль. Лучшие фильмы режиссера — в материале ФАН.

Алексей Балабанов родился в Свердловске, там же окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков. После проходил службу в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС в должности бортпереводчика, а позже был переведен в ВМФ. За время службы Балабанов побывал в странах Африки и Азии и воевал в Афганистане. Годы в армии нашли отражение в картинах.

Свой первый фильм «Раньше было другое время» Балабанов снял в 1985 году в ресторане, где массовка состояла из посетителей заведения, а за музыкальное сопровождение отвечал знакомый режиссера Вячеслав Бутусов и его группа Nautilus Pompilius.

image

С 1990 года Балабанов жил и работал в Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию СТВ. Всероссийскую известность Балабанову принес фильм «Брат» с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли.

В 2002 году после трагедии в Кармадонском ущелье в Северной Осетии, где погибли 125 человек, в том числе съемочная группа фильма «Связной» и Бодров-младший, Балабанов заявил, что погиб вместе с группой. Он тяжело переживал смерть коллег.

В мае 2013 года Балабанов скончался в возрасте 55 лет от острой сердечной недостаточности в Сестрорецке, где работал над очередным сценарием. Режиссера похоронили в тот же день на Смоленском кладбище в Петербурге.

Брат (1997)

image

Вернувшийся с чеченской войны Данила Багров приезжает в Петербург к своему брату, который уже устроился в городе. Однако оказывается, что его брат — наемный убийца, положение его незавидное. Фильм получился неоднозначным и даже скандальным, но сыскал восхищение зрителей. «Брат» получил Гран-при фестиваля «Кинотавр».

Брат 2 (2000)

image

Продолжение истории Данилы Багрова в Москве начинается со встречи бывших сослуживцев. Однако одного из товарищей главного героя убивают. Данила летит в Америку, чтобы найти преступника, и берет с собой брата. Продолжение истории Багрова зрители встретили с восхищением.

Биография

27 января 2020-го стало известно, что детскую передачу «АБВГДейка» сняли с эфира ТВЦ. Ее худрук Татьяна Черняева указала причиной такого решения проблемы с финансированием. Однако руководство телеканала объявило, что закрытие связано с изменением программной политики телеканала в целом. Маленькие зрители грустили недолго: уже в апреле шоу с клоуном Клёпой (Сергей Балабанов), почтальоном Печкиным (Александр Вдовин) и другими знакомыми героями появилось на видеохостинге YouTube.

Война (2002)

image

Действие фильма происходит во время второй чеченской войны. Полевой командир Аслан Гугаев отпускает троих пленников, но оставляет в заложниках капитана Медведева и англичанку Маргарет. Жених Маргарет Джон Бойл должен выкупить свою невесту.

Груз 200 (2007)

События разворачиваются на закате советской эпохи. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома партии. В тот же вечер на окраине города происходит жестокое убийство. Кроме того, в город приходит известие о прибытии из Афганистана груза 200. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля и получил приз Гильдии российских кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр».

Что снимал Балабанов, чернуху или правду?

Алексей Балабанов — человек, который остался в истории россйского и мирового кино как один из самых самобытных авторов, c уникальным художественным языком и набором приемов. Он снимал как арт-хаус, так и «народные» боевики, многие фразы из них разошлись на цитаты. Для жителей Екатеринбурга творчество Балабанова особенно близко, ведь он родился и вырос здесь, и во многих его фильмах звучит уральский рок.

Аудитория фильмов Балабанова очень широка, он вызывал шквал эмоций у множества самых разных людей. Одни восхищались его смелостью говорить о том, о чём не принято говорить в обществе, другие ужасались того, как он это показывает.

В нашей подборке собраны полнометражные фильмы Алексея Балабанова по рейтингу российских кинокритиков.

«Я тоже хочу» (2012)

Фильм рассказывает о группе людей, которые отправились искать загадочное место — Колокольню Счастья. Каждый из путешественников давно наплевал на жизнь, и единственное, чего бы им хотелось — обыкновенного человеческого счастья. Именно поэтому они и направляются в это волшебное место, где, по слухам, стоит вечная зима и сильно превышен уровень радиации.

Лента неторопливая, не особо динамичная, зато насыщенная фирменными балабановскими диалогами с двойным дном. В ней много длинных планов, сцены долгие, при этом сюжет сравнительно небольшой. Это фильм-притча о том, что главное, единственное желание каждого человека — счастье в его высшем понимании, но его не найдёшь просто так.

«Я тоже хочу» — последний фильм Балабанова. Он появляется на экране в финале, в роли одного из искателей счастья, который умирает в кадре. В интервью Юрию Дудю близкий друг режиссёра продюсер Сергей Сельянов говорит об Алексее Октябриновиче, что в тот момент «он хотел умереть».

Факт: На сороковой день после смерти Алексея Балабанова обрушилась колокольня Запогостской церкви, которая в фильме «сыграла» Колокольню Счастья.

«Мне не больно» (2006)

«Мне не больно» — фильм, который Сергей Сельянов буквально заставил снять Балабанова. После трагедии в Кармадонском ущелье, где погибла вся съёмочная группа фильма «Связной» Сергея Бодрова-младшего, Алексей не хотел писать и снимать, но Сельянов принес ему сценарий мелодрамы и буквально «взял на слабо», предложив снять фильм, совершенно нетипичный для режиссёра.

Лента рассказывает о любви молодой и красивой, но больной раком и уставшей от жизни женщины к бедному парню. По мнению критиков, сюжет довольно слабый, но глубокая актерская игра Ренаты Литвиновой и Александра Яценко и «сильная режиссерская воля» берут верх и «вытягивают» ленту. Фильм получил две премии за лучшую женскую (Рената Литвинова) и за лучшую мужскую роль (Александр Яценко) на «Кинотавре» в 2006 году.

Простой для понимания фильм, не осложненный глубокими идеями, «Мне не больно» на первый взгляд кажется обыкновенной мелодрамой, однако под определенным углом лента перестает быть настолько прямолинейной и предстает перед внимательным зрителем совершенно в ином свете.

«Жмурки» (2005)

Криминальная чёрная комедия с атмосферой бандитских 90-х — именно так можно описать эту картину. В отличие от большинства фильмов Балабанова, в «Жмурках» история рассказывается с юмором. Это был первый фильм, который Сергей Сельянов предложил снять Алексею после гибели Сергея Бодрова. Режиссёр в ответ поставил условие, что играть должны только знаменитые актёры, хотя в его работах привычнее было видеть непрофессионалов.

Сюжет повествует о двух непутёвых бандитах. Босс поручил им привезти химика, который создаёт в лаборатории белый порошок. Парни искромётно проваливают задание, попутно застрелив и химика, и ещё несколько человек, и теперь им нужно не облажаться и реабилитироваться, выполнив другое поручение.

С самых первых минут видно, что фильм вдохновлён зарубежными криминальными лентами. Тем не менее «Жмурки» — не пародия и не плагиат. Это отдельный фильм, со своей вселенной и своими художественными находками. Каждый персонаж проработан настолько детально, что кажется, будто ты действительно встречал таких на улицах страны в 90-е. Характеры героев яркие и запоминающиеся, диалоги весёлые, но выдерживающие планку серьёзного кино.

«Груз 200» (2007)

Название картины — код, которым обозначалась авиационная перевозка тел погибших солдат. Шире, в современном значении — любая транспортировка тела или само тело.

На первый взгляд «Груз 200» — откровенная «чернуха». Насилие, тяжёлое пьянство, убийства, люди со сломанной психикой — такие стороны жизни многие видели во времена СССР и после его распада, но мало кто решался об этом говорить, а о том, чтобы показать это на экране, речи вообще не шло.

Действие фильма разворачивается в разгар Афганской войны, в трёх вымышленных провинциальных городках СССР. Случайно оказавшись на незнакомом хуторе, дочь секретаря райкома КПСС попадает в плен к капитану милиции Журову. Далее разворачиваются события, от которых хочется закрыть глаза и уши, но одновременно следить за происходящим.

Параллельная сюжетная линия рассказывает о профессоре кафедры научного атеизма, в ней открыто поднимаются спорные религиозные вопросы, что для российского экрана также несвойственно. Фильм очень сложный для восприятия, но честный и хорошо выстроенный.

Пожалуй, это самый спорный фильм Балабанова. Многие актёры отказались сниматься ещё на этапе подготовки, как только прочитали сценарий, некоторые из них отговаривали Балабанова вообще снимать этот фильм. После вручения приза Гильдии российских кинокритиков на «Кинотавре» фильм подвергся нападкам, и выход его в кинотеатрах был под вопросом, но в итоге прокат всё же начался. Отзывы были противоречивыми. Одни называли его лучшим в карьере Балабанова, другие обвиняли в чернухе.

Факт: Исполнительница главной роли Агния Кузнецова рассказывала, что после выхода фильма её приглашали в группу поддержки жертв насилия — настолько реальными зрителям показались ужасы, творившиеся на экране. С её же слов, она не до конца понимала образ своей героини, пока однажды Балабанов не сказал ей: «А знаешь, ведь ты сыграла Россию».

«Кочегар» (2010)

Предпоследний фильм Алексея Балабанова чем-то похож на последнюю ленту «Я тоже хочу». Это камерная, небольшая история, рассказанная предельно ясно. Кочегар по прозвищу Якут спокойно живёт в своем доме после возвращения с Афганской войны. Иногда сжигает в топке тела «плохих людей», которые приносят его сослуживцы, полностью доверяя им до определённого момента.

По ощущениям, этому сюжету хватило бы и короткого метра. Так думал и продюсер Сергей Сельянов, но Балабанов всё же снял полный. Вышло тягучее, растянутое повествование. Предельный минимализм в интерьерах, образах и диалогах — герои или молчат, или говорят короткими фразами.

История якута-кочегара рассказывается так, что в какой-то момент кажется, будто фильм основан на реальных событиях, но реальной основы у него нет, как нет и прототипа у главного героя. Эстетика этого фильма пропитана мрачной атмосферой 90-х, в то же время она совершенно не похожа на хрестоматийный образ «лихих девяностых». Медленно, последовательно раскрывается история мести «маленького человека». Балабанова всегда беспокоил национальный вопрос, и фильм ещё раз подчеркивает это.

Критик Андрей Плахов назвал «Кочегара» лучшим фильмом Балабанова, а журналист и обозреватель кино Валерий Кичин наоборот отзывался отрицательно.

Факт: Большую часть интерьеров Балабанов снял в собственной квартире, а актёры работали на съёмках бесплатно.

«Счастливые дни» (1991)

Первый полнометражный фильм Балабанова «Счастливые дни» снят по роману Сэмюэла Беккета. По сюжету одинокий человек без памяти и прошлого бредет по улочкам Петербурга, как будто вымершего, безлюдного. Прохожие называют его по-разному, и все что-то требуют от него, а он всего лишь хочет спокойствия и комнату, в которой он мог бы жить. Фильм вышел в период распада СССР и показал Петербург таким, каким он ещё не был ни в одном фильме: улицы без людей, без машин, пустые трамваи, полуразрушенные дома и подвалы.

Историю дополняют вещи главного героя. Его галоши, которые у него пытаются отобрать, шляпа, которую он никогда не снимает, и несколько монет, чтобы снять квартиру. Это не просто все вещи, которые у него остались — это то, что повествует о жизни Петербурга вместе с главным героем.

«Война» (2002)

Ещё один пугающе реалистичный фильм Балабанова. Стремясь к полному натурализму, перед съёмками он беседовал с бывшими пленными, с командующим войсками в Чечне, путешествовал по горным деревушкам. Члены съёмочной группы просматривали кассеты с реальными зверствами боевиков. Актёры по-настоящему сидели в яме и плавали в ледяной воде. К тому же съёмки велись во время Второй чеченской войны, но в спокойных районах и под охраной отряда быстрого реагирования.

Идея сценария пришла режиссёру в 1998 году, когда он увидел кадры с отрубленными головами английских специалистов, работавших в Чечне. Его глубоко тронула судьба этих и других погибших, и уже в 2002 году картина вышла в свет. Сюжет прямолинеен, в типичной для Балабанова манере. Повествование ведётся от лица подследственного Ивана, бывшего солдата-срочника. Он рассказывает о чеченском плене, где вместе с ним оказался английский актёр Джон с невестой Маргарет. Боевики отпускают Джона, Ивана и другого срочника, поручив Джону добыть крупную сумму, чтобы выкупить Маргарет. Не найдя поддержки на родине, Джон возвращается в Россию и обращается к Ивану за помощью.

«Война» заняла 4 место среди самых продаваемых фильмов в 2002 году и получила 5 разных наград за работу актёров, звукорежиссёра и оператора, а также была признана лучшей на «Кинотавре».

«Брат-2» (2000)

Самые популярные, «народные» фильмы Алексея Балабанова — это, конечно, «Брат» и особенно «Брат-2». Они принесли режиссёру общероссийскую и мировую известность. В 2000 году лента «Брат-2» заняла первое место среди 50 самых продаваемых видеофильмов. По сюжету Данила Багров отправляется в Америку, чтобы разобраться, кто и за что убил его товарища по Чеченской войне. Брат Виктор едет с ним за компанию.

После выхода фильма фразы и диалоги растащили на цитаты: «Мальчик, водочки нам принеси», «Мы, русские, друг друга не обманываем», «Бен, это Данила. Ай нид хелп!». Особенно популярной стала фраза «В чём сила, брат?». До сих пор можно услышать её в жизни или увидеть на просторах интернета. «Брат–2» получил единодушно положительные отзывы критиков.

Факт: Балабанов считал, что озвучивание фильма — это как вторые съёмки, и приглашал на озвучку других актеров, чтобы придать фильму дополнительную энергию. Самая удивительная подмена произошла с героем Сухорукова — в обеих частях «Брата» его озвучивает Алексей Полуян. А нью-йоркский таксист говорит голосом Юрия Стоянова.

«Брат» (1997)

На первый взгляд можно сказать, что это типичный боевик 90-х, показывающий Россию «без прикрас». Сюжет ленты «Брат» прост, как прост и образ главного героя Данилы Багрова. Недавно дембельнувшийся Данила приезжает из родного Приозёрска в Петербург, где его брат Виктор стал «большим человеком». Тот оказывается киллером по кличке Татарин и быстро втягивает брата в криминальный мир, а потом и вовсе едва не обрекает на смерть, но Даниле удается выбраться и простить брата. Сергей Сельянов отмечал, что Балабанов хотел показать ценность родственных связей.

Серо-коричневая гамма фильма, тесные дворы и переулки Северной столицы, схематичные образы главных героев дополняет меланхоличная музыка «Nautilus Pompilius». Критики обвиняли персонажа Данилы Багрова в излишней «топорности», а Сергея Бодрова — в плохой актёрской игре, тем не менее на Кинотавре-1997 он получил приз за лучшую мужскую роль.

Фильм ухватил особенности массового сознания России 90-х. «Брат» стал «зеркалом» революции 90-х с перевернутой системой ценностей.

— считает Лилия Михайловна Немченко, кинокритик, член союза кинематографистов России.

«Про уродов и людей» (1998)

Эта картина относится к артхаусной стороне творчества Балабанова. Здесь показано много вещей, которые могут показаться отвратительными. Фильм рассказывает о владельце фотостудии Иогане, который подпольно занимается эротической съёмкой в духе садомазо. Вместе со своим помощником они разрушают две благополучные петербургские семьи, губя родителей и развращая детей.

Как и прочие фильмы режиссёра, лента неоднозначна. Положительные герои оказываются не такими уж хорошими, а отрицательным в некоторые моменты начинаешь сопереживать. Тем не менее, сам Балабанов говорил, что никакого глубокого смысла ни в сюжете, ни в названии картины нет: здесь есть обычные люди, и есть «уроды» — сиамские близнецы.

Фильм снят в 1998 году, но поднятые в нём проблемы и универсальный художественный язык делают его вневременным. Он был воспринят зрителями по-разному, критики же единогласно сочли его хорошим. «Про уродов и людей» получил две премии «Ника»: за лучший фильм и лучшую режиссёрскую работу.

Балабанов — это не про «сделайте нам красиво», это про «сделайте правдиво». Нагота сама по себе не может быть униженной, унижает насилие. Честному художнику, Балабанову особенно, всегда больно, и он с необходимостью свидетельствует о несправедливости.

— кинокритик, член союза кинематографистов России, Лилия Михайловна Немченко.

Факт: Юные актёры, которые сыграли сиамских близнецов, на самом деле не родственники и даже принадлежат к разным национальностям: Алёша Дё кореец, а Чингиз Цыдендамбаев бурят.

Бонус: «Река» (2002)

Отдельно стоит рассказать и о незаконченном фильме «Река». После гибели актрисы Туйары Свинобоевой, которая исполняла главную роль, съёмки были прекращены. Позже из отснятого материала сделали короткометражку.

Сюжет раскрывает историю колонии прокаженных, куда приезжает одна из героинь. Она обнаруживает, что у её мужа появилась любовница, и с этого момента в фильме разворачиваются нешуточные страсти. Реалистичность происходящего завораживает, а концовка фильма надолго остается в памяти.

Алексей Балабанов всегда говорил, что подтекст в его фильмах искать не нужно. Он снимал именно для того, чтобы показать настоящую жизнь, неприукрашенную Россию и быт людей. «Балабановское» кино может быть понятно не всем, но точно не оставляет равнодушными тех, кто ценит его творчество.

Про уродов и людей (1998)

Драма вышла в свет в 1998 году и стилизована под немое кино. Фильм состоит из отдельных историй, которые начинают сливаться в единое русло. В центре сюжета зарождение порнографии. Фильм едва ли может вызвать положительные эмоции, однако это и не является главной задачей Балабанова.

Память о Балабанове[ | ]

В 2014 году режиссёр Юрий Быков снял фильм «Дурак» и посвятил его памяти Алексея Балабанова. В фильме присутствует характерный для некоторых работ Балабанова длинный проход главного героя по улице под рок-музыку. При этом была использована песня «Спокойная ночь» группы «Кино».

18 ноября 2021 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски Алексея Балабанова на здании гимназии № 2, в которой он учился. Автором идеи и спонсором явился врач из города Екатеринбурга — Артём Бершадский. Проект выполнен при содействии Олега Раковича, эскиз таблички выполнен Александром Коротичем.

15 мая 2021 года, за три дня до пятилетней годовщины смерти режиссёра, на платформе YouTube вышел 130-минутный документальный фильм-интервью «Балабанов — гениальный русский режиссёр». Фильм был создан видеоблогером и журналистом Юрием Дудём и командой канала «вДудь».

На телеканале «Культура» показан дипломный фильм Дарьи Иванковой «Алексей Октябринович»[42].

На Первом канале в 2021 году вышел документальный фильм «Алексей Балабанов. Найти своих и успокоиться»

Замок (1994)

Экранизация романа Франца Кафки вышла в свет в 1994 году. Господин Землемер приглашен в замок, но, прибыв в деревню, он осознает, что его никто не ждет. Пытаясь объяснить свои намерения, Землемер наталкивается на стену непонимания. Внимание привлекает балабановская трактовка финала произведения Кафки.

Жмурки (2005)

Криминально-комедийный боевик «Жмурки» — нетипичная для Балабанова работа. Это один из немногих фильмов, сценарий для которого Балабанов писал не сам. Кроме того, в картине сыграли уже известные актеры. Юмористическая зарисовка о середине 1990-х и бандитах из Нижнего Новгорода — очередное доказательство многостороннего таланта режиссера.

Нереализованные проекты[ | ]

  • В 2000 году Алексей Балабанов начал снимать фильм «Река», о колонии прокажённых в Якутии. Однако 21 ноября 2000 года, когда съёмки ещё не были закончены, в автокатастрофе погибла актриса Туйара Свинобоева, которой была отведена главная роль. В 2002 году незавершённый фильм был представлен в виде 49 минут смонтированного материала. «Реку» называли фильмом, который должен был стать главным произведением режиссёра[9]. По словам Михаила Трофименкова, «Река» должна была заставить публику переоценить масштаб Балабанова как мастера мирового уровня[32].
  • Алексей Балабанов и Сергей Бодров неоднократно обсуждали возможность съёмок фильма про инопланетян, однако дальше их идей дело не продвинулось[33].
  • В 2003 году Балабанов начал снимать фильм «Американец», съёмочный период которого был запланирован на ноябрь-декабрь. Это история про разорившегося американца, приехавшего в Россию в попытке вернуть свои деньги. Главные роли в фильме должны были сыграть Майкл Бин и Алексей Чадов. Ещё одной ключевой фигурой должен был стать музыкант Сергей Шнуров, который вместе с группой «Ленинград» был указан в сценарии. Большинство эпизодов фильма было отснято в Иркутске, а в Норильске Майкл Бин ушёл в запой и сорвал съёмки. Работу над фильмом пришлось прекратить. На судебное разбирательство конфликта Балабанов ездил в Лос-Анджелес.[34]. В дальнейшем Балабанов в своих интервью говорил, что доснимать этот фильм не собирается, так как перегорел и дважды в одну реку входить не привык. Но в 2013 году он всё же решил снова взяться за этот фильм и для этого решил переписать сценарий под чернокожего боксёра Майка Тайсона, но и этот проект он не успел завершить[35].
  • В 2007 году запустила молодёжный проект под названием «Кино». Желающим предлагалось снять пятиминутное видео на цифровую камеру или мобильный телефон, из лучших роликов Балабанов собирался смонтировать картину. Вокруг всех присланных роликов предполагалось написать некоторую связующую историю. Было прислано около 3000 роликов, а отобрал Балабанов всего один. Из этого материала не получилось написать полноценный сценарий, и проект был заброшен[36].
  • В планах Балабанова был фильм по собственному сценарию о молодости Иосифа Виссарионовича Сталина[37]. Фильм должен был повествовать о бандитской юности Сталина. Для этого Балабанов собирал о нём факты, неизвестные широкой общественности[38].
  • Балабанов работал над фильмом, который должен был называться «Мой брат умер»; режиссёр не успел закончить его сценарий[39]. Олег Гаркуша и Рената Литвинова были кандидатами на роли в данной картине[40]. О планах снять этот фильм объявлял сын режиссёра Фёдор[41].

Морфий (2008)

Драматический фильм снят по сценарию Сергея Бодрова-младшего, написанному по мотивам цикла Михаила Булгакова «Записки юного врача» и рассказа «Морфий». События разворачиваются в 1917 году. Молодой доктор Поляков, спасая жизнь пациенту, рискует своей. Но его «исцеляет» морфий. Доктор не верит, что может пристраститься к нему.

Фильмография[ | ]

Год Название Роль
1987 кор Раньше было другое время режиссёр, сценарист[31]
1988 кор У меня нет друга, или One step beyond режиссёр, сценарист
1989 кор Настя и Егор режиссёр, сценарист
1989 док О воздушном летании в России режиссёр
1991 ф Счастливые дни режиссёр, сценарист
1991 ф Пограничный конфликт сценарист
1994 ф Замок режиссёр, сценарист
1994 ф Откровения незнакомцу (фр. Confidences a un inconnu) продюсер
1995 кор Трофимъ (новелла в киноальманахе «Прибытие поезда») режиссёр, сценарист, актёр (помощник режиссёра )
1995 док Сергей Эйзенштейн. Автобиография продюсер
1997 ф Брат режиссёр, сценарист
1998 ф Про уродов и людей режиссёр, сценарист
2000 ф Брат 2 режиссёр, сценарист, актёр (камео )
2002 ф Война режиссёр, сценарист
2002 кор Река (незаконченный) режиссёр, сценарист, рассказчик
2005 ф Жмурки режиссёр, сосценарист
2006 ф Мне не больно режиссёр
2007 ф Груз 200 режиссёр, сценарист
2008 ф Морфий режиссёр
2010 ф Кочегар режиссёр, сценарист
2012 ф Я тоже хочу режиссёр, сценарист, актёр (режиссёр )

Кочегар (2010)

События драмы «Кочегар» разворачиваются в 1990-х годах в Петербурге. Майор в отставке работает в кочегарке, а в свободное время на старенькой печатной машинке пишет рассказ. В гости к нему приходят разные гости. Через историю «маленького человека» Балабанов показывает кризис российского общества.

Примечания[ | ]

  1. 1234 filmportal.de — 2005.
  2. 1234Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. Карташов А. «Да нет никакой концепции»: Алексей Балабанов о своих фильмах и их зрителях // Бумага. — 2013. — 17 января.
  4. 123 «Сила — в правде»: Биография Алексея Балабанова (неопр.) (недоступная ссылка). РБК (18 мая 2013). Дата обращения: 20 мая 2013. Архивировано 7 июня 2013 года.
  5. 12 Прощание с кинорежиссёром Алексеем Балабановым в Петербурге прошло тихо и скромно — Первый канал (неопр.) .
  6. Раньше было другое время (реж. А. Балабанов)
  7. Алексей Балабанов: «Про уродов и людей» (неопр.) . Look At Me (24 марта 2011). Дата обращения: 18 мая 2013. Архивировано 20 мая 2013 года.
  8. 1234Плахов, А. С. Невыносимый груз // Режиссёры настоящего. — Сеанс, Амфора, 2008. — Т. 2: Радикалы и минималисты. — С. 8—27. — 320 с. — ISBN 978-5-901586-24-2.
  9. 123Сапрыкин, Ю. Г. Русский рок в лицах (неопр.) . Lenta.ru (20 мая 2013). Дата обращения: 26 мая 2013. Архивировано 26 мая 2013 года.
  10. Алексей Балабанов считал, что погиб вместе с группой Сергея Бодрова
  11. «После гибели Сережи Балабанов сломался» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 сентября 2014. Архивировано 7 октября 2014 года.
  12. вДудь — «Балабанов гениальный русский режиссёр»
  13. Груз-200. Интервью (неопр.) . Дата обращения: 20 мая 2013. Архивировано 20 мая 2013 года.
  14. 123Плахов, А. С. Точность невозврата (неопр.) . Коммерсантъ (20 мая 2013). Дата обращения: 26 мая 2013.
  15. Алексей Балабанов был тяжело болен и ждал смерти (неопр.) . НТВ (18 мая 2013). Дата обращения: 26 мая 2013.
  16. Алексей Балабанов: «Я хочу в рай, чтобы встретиться со своим папой», Вечерняя Москва (18 мая 2013). Дата обращения 18 мая 2013.
  17. Кудрявцев, Александр . «Колокольня счастья» режиссёра Балабанова обрушилась под Вологдой, РИА Новости (28 июня 2013). Дата обращения 19 января 2021.
  18. В Сестрорецке умер Алексей Балабанов // NewSestroreck
  19. Умер Алексей Балабанов, Lenta.ru (18 мая 2013). Дата обращения 18 мая 2013.
  20. 12Сергей Грачёв. Конец его фильма. На 55-м году жизни скончался Алексей Балабанов (рус.) // Аргументы и факты : газета. — 2013. — № 21 (1698) за 22 мая. — С. 50.
  21. Васильев, Алексей . Балабанов умер от сердечной недостаточности, Российская газета (20 мая 2013). Дата обращения 19 января 2021.
  22. Кувшинова и др., 2013, с. 50.
  23. В более позднем интервью Балабанов признался, что так и не смог досмотреть «Сталкера», которого счёл скучным и тоскливым.
  24. BFI | Sight & Sound | Top Ten Poll 2002 — How the directors and critics voted
  25. 123Суховерхов, А. Пространство подростка. Киноязык Алексея Балабанова (рус.) // Искусство кино. — 2008. — Вып. 1. (недоступная ссылка)
  26. Корецкий, В. Не время для героев (рус.) // Русский репортёр. — 2013. — № 20(698).
  27. Чудинова, К. Умер русский гений (неопр.) . Snob.ru (18 мая 2005). Дата обращения: 26 мая 2013. Архивировано 27 мая 2013 года.
  28. А.Кончаловский о кризисе церкви, президенте-предателе и поиске счастья (неопр.) (недоступная ссылка). РБК (30 апреля 2013). Дата обращения: 20 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  29. Мария Кувшинова (seance.ru). Алексей Балабанов: как делался «Брат» (неопр.) (недоступная ссылка) (3 марта 2014). Дата обращения: 24 августа 2015. Архивировано 25 сентября 2015 года.
  30. Журнальный зал | Новый Мир, 2007 N9 | — КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ (неопр.) .
  31. Режиссёр Алексей Балабанов: Фильмография
  32. Трофименков, М. С. В «Реке» брода нет (неопр.) . Коммерсантъ (1 июля 2002). Дата обращения: 26 мая 2013.
  33. Сергей Бодров Связной
  34. Ковалёва, Е. Полис кадровой защиты // Коммерсантъ-Деньги. — 2008. — Вып. 21. — С. 53.
  35. Алексей Балабанов: «Хочу снять фильм о приключениях чёрного американца в Сибири»
  36. Народное кино: «Брат 2» и «Война»
  37. Балабанов позвал Кустурицу в соавторы фильма о Сталине, Lenta.ru (23 января 2013). Дата обращения 20 мая 2013.
  38. Алексей Балабанов назвал молодого Сталина вором в законе
  39. «Мой брат умер». Последний сценарий Алексея Балабанова (неопр.) . Сеанс (27 мая 2013). Дата обращения: 25 июня 2013. Архивировано 29 июня 2013 года.
  40. В интернете опубликован последний сценарий Алексея Балабанова
  41. Смурыгина, Е. Фильм по последнему сценарию Алексея Балабанова снимет его сын (неопр.) . BFM.ru (27 мая 2013). Дата обращения: 25 июня 2013. Архивировано 29 июня 2013 года.
  42. Дарья Иванкова. Алексей Октябринович (неопр.) . Artdoc.media (2017).

Ссылка на основную публикацию
Похожее