Детство и юность
26 августа 1925 года у Ефима Тодоровского и его жены родился сын, которого назвали Петром. Семейство проживало в городе Бобринце (Кировоградская область Украины). Во время Второй мировой войны родители будущего режиссера перебрались в Сталинград, где Петр и его отец некоторое время трудились разгрузчиками угля на местной электростанции.
Петр Тодоровский
После смещения линии фронта на восток семья Тодоровского вновь переехала, на этот раз в деревню Песчаный Мар (Саратовская область). В 1943 году Петр стал курсантом Саратовского военного училища, а уже год спустя в качестве командира минометного взвода отправился в Беларусь, где впоследствии участвовал в ряде боевых операций. В составе Красной армии Петр дошел до Эльбы, но после полученного во время боя ранения был отправлен за линию фронта.
Петр Тодоровский в молодости
После окончания Второй мировой Тодоровский непродолжительное время служил офицером в Костромском гарнизоне, а после демобилизации пошел трудиться на завод стеклотары, где проработал полгода. В 1949 году будущий режиссер поступил на операторский факультет московского ВГИКа. Учебное заведение Петр окончил в 1954 году, после чего на протяжении 10 лет работал на Одесской киностудии.
Фильмы
Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).
Режиссер Петр Тодоровский
В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.
Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»
В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.
Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»
В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).
Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»
Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.
Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»
Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.
Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»
Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».
Биография
Так произошло и с Петром. Вместе с отцом юноша ходил на электростанцию, где они разгружали вагоны с углем. Уже в конце осени 1941 года из-за приближения немцев семья была вынуждена покинуть Сталинград и перебраться в один из колхозов Саратовской области.
В 1943 году Петр Тодоровский вступает в ряды Красной Армии и практически сразу становится курсантом Саратовского военно-пехотного училища. Времени постигать военную науку практически не было и поэтому уже через год юноша отправляется на фронт, где принимает командование над минометным взводом.
Позже военные годы Петр Тодоровский много раз вспоминал в своих интервью, более того, часть его работ в кино так или иначе связана с Великой Отечественной.
На долю молодого парня выпало многое — он воевал на Белорусском фронте, ощутил все опасности и лишения времени, но сумел выжить и в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии даже дошел до Эльбы.
После победы Петр не ушел из армии и продолжил службу в гарнизоне под названием Песочное, что был расквартирован вблизи Костромы. Через три года Петр уволился, стал работать на заводе стеклотары, но главное — наконец закончил школу.
Мечта стать режиссером зародилась у Тодоровского еще в военные годы. Именно тогда он впервые увидел вблизи фронтового оператора и поразился его умению работать с камерой. В 1949 году мечта молодого человека начала становиться реальностью — он поступил во ВГИК на операторский факультет.
Наставником будущего мэтра стал кинорежиссёр, сценарист и оператор Борис Израилевич Волчек. Через положенные пять лет юноша получил диплом и отправился в Одессу, где начал работать на местной киностудии.
Естественно, что сначала Петр Тодоровский попробовал себя как оператор. В 1955 году он участвует в съемках ленты «Молдавские напевы», в 1956 мелодрамы «Весна на Заречной улице» и драмы «Моя дочь», в 1958 снимает ленту «Два Федора» с Василием Шукшиным в главной роли, 1959 год отмечен съемками военно-приключенческого фильма «Жажда».
Только в 1962 году имя Тодоровского можно впервые увидеть в титрах на должности сорежиссера — в паре с Владимиром Дьяченко он снимает фильм «Никогда». С этого момента Петр полностью уходит от работы оператора, далее он становится полноценным режиссером, постановщиком, сценаристом и даже композитором собственных фильмов.
В 1965 году в тандеме с Булатом Окуджава Тодоровский пишет сценарий, а затем снимает свою первую картину «Верность». В ней он рассказал о влюбленных, которых разлучила война. Следующим проектом Петра стала драма «Фокусник», снятая в 1967 году. Ее сюжет об истории дружбы артиста и студентов эффектно дополняется глубокой актерской игрой Зиновия Гердта.
Через четыре года зритель получает возможность увидеть картину Тодоровского «Городской романс», в 1973 году выходит его телевизионный фильм «Своя земля», в 1975 снимается «Последняя жертва», в 1978 драма «В день праздника», а в 1981 мелодраматическая комедия «Любимая женщина механика Гаврилова» с Людмилой Гурченко и Евгением Евстигнеевым в главных ролях.
Все эти картины принесли Петру Ефимовичу известность на территории Советского Союза, сделали его уважаемым режиссером.
Мировая же известность приходит к Тодоровскому в 1984 году, когда его новая мелодрама «Военно-полевой роман» становится номинантом на главную награду Берлинского кинофестиваля «Золотой медведь». К сожалению, взять статуэтку фильму не удалось, но зато актриса Инна Чурикова удостоилась Серебряного Медведя за лучшую женскую роль в этой картине.
В 1985 году творение Петра Ефимовича Тодоровского снова на устах у кинолюбителей и кинокритиков, ведь «Военно-полевой роман» номинируется на премию «Оскар».
К сожалению, лента не стала лучшим фильмом на иностранном языке, но зато именно в тот момент имя советского режиссера был навсегда вписано в историю одной из самых престижных кинопремий мира.
В 1989 году Петр Тодоровский снимает провокационную картину «Интердевочка», где рассказывается история жизни отдельно взятой валютной проститутки. Ленту посмотрело более 44 миллионов зрителей, многими из которых она любима и по сей день.
В 1993 году Петр Тодоровский впервые получает награду — за фильм «Анкор, еще анкор!» он берет Гран-при фестиваля «Кинотавр».
После этого режиссер снимает еще пять картин, последняя из которых «Риорита» 2008 года, но они на фестивалях не отмечены. При этом сам Тодоровский не раз отмечен различными призами. Если собрать их вместе, то получается внушительный список:
- Заслуженный деятель искусств Украинской Советской Социалистической Республики, 1967 год;
- Народный артист РСФСР, 1985 год;
- Специальный приз президента за выдающийся вклад в развитие российского кино, 2000 год;
- За вклад в отечественный кинематограф награжден статуэткой «Ника» в номинации «Честь и достоинство», 2004 год;
- Лауреат российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф», 2005 год;
- Золотая медаль премии «Ника», 2012 год.
Не стоит забывать и военное прошлое режиссера. Оно осталось с ним не только как тяжелые воспоминания, но и в качестве наград — медалей и орденов Отечественной войны.
Как уже говорилось выше, Петр Ефимович не только режиссер, который снял семнадцать фильмов. Если рассмотреть его фильмографию подробно, то станет понятно — в качестве сценариста он поучаствовал в создании четырнадцати проектах, как композитор в тринадцати, как актер сам снялся в двух.
Помимо этого, поклонники знают, что Петр Тодоровский очень любил играть на гитаре и петь. В этом амплуа он даже аккомпанировал Владимиру Высоцкому, а также записал в дуэте с исполнителем авторской песни Сергеем Никитиным две пластинки — «Ретро вдвоем» и «Ретро вдвоем-2».
Первый брак мэтра имел место еще до его режиссерской карьеры. Супругой Тодоровского стала невероятная красавица, актриса Надежда Чередниченко. Брак распался через полтора года, после развода пара осталась в теплых и дружеских отношениях.
Второй официальный союз Петра Ефимовича продлился с 1962 года до… его смерти в 2013 году. Супруга Мира Григорьевна оказалась великолепной спутницей жизни для великого режиссера и подарила ему сына Валерия Тодоровского, который пошел по стопам отца. Сейчас Валерий Тодоровский известен как успешный режиссер.
Жизнь Петра Ефимовича Тодоровского оборвалась на 88 году жизни, а именно 24 мая 2013 года — его сердце не смогло оправиться от приступа.
Личная жизнь
Первой супругой именитого деятеля культуры была актриса Надежда Чередниченко. На момент знакомства Петр был никому не известным оператором, а Надежда – артисткой, которую узнавали на улице. Роман развивался стремительно. Через месяц после знакомства молодые люди расписались. Как вспоминает сам режиссер, супружеская жизнь не приносила ему счастье. Молодой студент, который только начинал покорять кинематографический олимп, с самого начала чувствовал себя некомфортно в этих отношениях.
Петр Тодоровский и Надежда Чередниченко
На фоне барышни, у которой, помимо квартиры на Котельнической набережной, машины и дачи в Сухуми, за плечами имелось два брака с людьми, по социальному статусу превосходившими его, Тодоровский просто терялся. В итоге стремление к самореализации взяло верх над желанием построить семью. Союз просуществовал полтора года. Официально пара развелась в 1961 году, сумев сохранить дружеские отношения.
Петр Тодоровский с женой Мирой
Со второй супругой Мирой Григорьевной Петр познакомился в 1962 году. Избранница кинематографиста училась в институте инженеров морского флота и танцевала в студенческом ансамбле, в репертуаре которого была популярнейшая в то время песня Тодоровского «Где ты, где ты, друг любимый мой?». Именно на сцене приехавший на съемки в Одессу Петр и увидел Миру, которая покорила его с первого взгляда. Несмотря на то что привлекательному мужчине выказывали симпатию многие, Тодоровский остановился на прелестной танцовщице, которая впоследствии стала продюсером всех его фильмов.
Петр Тодоровский с женой и сыном
Молодые люди расписались в 1962 году. Организатором свадьбы, проходившей в Ленинграде, стал близкий друг Тодоровского – поэт Григорий Поженян. Семейная жизнь супругов никогда не была рутинной. По темпу она более походила на творческий круговорот безумия. Петр, будучи человеком харизматичным и умным, как магнит притягивал к себе талантливых, идейных людей. Двери их квартиры были открыты и днем и ночью. Частыми гостями в доме были Булат Окуджава, Александр Володин, Василий Шукшин и даже Владимир Высоцкий.
Рождение в мае 1962 года сына Валерия Тодоровского нисколько не остудило пыл жадного до идей Петра. Мира неоднократно рассказывала журналистам, как непросто ей было убаюкать постоянно плачущего Валеру, который, слыша хоровое распевание песен и звонкий смех, доносящийся с кухни, никак не мог успокоиться. Несмотря на периодически возникающие трудности, супруги были счастливы. Стоит отметить, что Петр являлся не единственным добытчиком в семье. Мира также вносила весомый вклад в пополнение совместного бюджета. Жена сценариста ткала, вязала и вышивала, продавая поделки и получая за работу неплохие деньги.
Петр Тодоровский с семьей
Художественный промысел – не единственное занятие, приносившее выручку. После рождения ребенка супруга именитого режиссера начала втягиваться в индустрию кинематографа. Инженерное образование поспособствовало вовлечению деятельной барышни в сферу кино. Известно, что Мира писала сценарии для студии «Киевнаучфильм». Первой работой, где она дебютировала в качестве продюсера, стала картина Тодоровского «Интердевочка». Мира стала для Тодоровского и музой, и другом, и женой, и коллегой. Только смерть Петра поставила точку в их полувековой истории любви.
По словам Никиты Ефремова
В беседе с журналистами актер признался, что сценарий ему понравился с самого начала, однако он с первого раза не понял, что именно ему импонирует. Пришлось перечитывать текст несколько раз, чтобы произошло его проникновение в сознание.
Подсознательно он прочувствовал какие-то моменты, не до конца им принимаемые, поэтому поначалу произошло некое отторжение. Актера заинтересовало то, как у его героя происходил переход от осознания одолевающих его проблем к их чувственному восприятию.
По мнению Ефремова, в фильме подобрались замечательные партнеры, и он рад, что ему доведется работать в этом проекте с Е. Ткачуком, И. Старшенбаум, Д. Балабановой. От сотрудничества с режиссером Тодоровским Никита ожидает многого. Он надеется, что созданное ими кино поможет кому-нибудь адекватно повести себя в экстремальной ситуации.
Смерть
В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».
Петр Тодоровский в последние годы
Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.
Могила Петра Тодоровского
В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ирина Старшенбаум о съемках
Актриса отметила, что о работе с режиссером Тодоровским она мечтала давно. Материал, над которым они сейчас все вместе работают, она считает уникальным, ведь зрителям очень важно познакомиться с историей о честности, о работе над собой. Ирина понимает всю степень возложенной на нее ответственности и рада, что с партнером по съемкам они большие друзья – взаимопонимание очень помогает им в работе.
Как стало известно, съемки будут продлены до мая. Премьера запланирована на 2023 год.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Фильмография
- 1962 — Никогда
- 1965 — Верность
- 1967 — Фокусник
- 1970 — Городской романс
- 1973 — Своя земля
- 1976 — Последняя жертва
- 1978 — В день праздника
- 1981 — Любимая женщина механика Гаврилова
- 1983 — Военно-полевой роман
- 1986 — По главной улице с оркестром
- 1989 — Интердевочка
- 1992 — Анкор, ещё анкор!
- 1995 — Какая чудная игра
- 1997 — Ретро втроём
- 2001 — Жизнь забавами полна
- 2003 — В созвездии Быка
- 2008 — Риорита
Актерский состав в фильмах Тодоровского
В фильмах Тодоровского играли такие замечательные актеры, как Любовь Полищук, Елена Яковлева, Наталья Андрейченко, Николай Бурляев. Пробовал сниматься и сам режиссер; в кинофильме «Был месяц май» он исполнил одну из ключевых ролей.
В 1967 году за весомый вклад в развитие киноискусства Петр Тодоровский получил звание «Заслуженного деятеля искусств Украинской ССР», в 1989 стал «Народным артистом РСФСР».
В конце столетия, после распада Советского Союза, поставил такие достойные внимания ленты, как «Анкор, еще анкор», «В созвездии Быка», «Какая чудная игра», «Риорита».