Игорь Моисеев Фото: Наталья Логинова / PhotoXPress.ru
Жизнь великого балетмейстера — настоящий учебник, по которому можно изучать историю страны. Он прошел через двадцатый век, пережив все его революции и войны. «Неизбежное встречай достойно» любил повторять Игорь Моисеев. Так он давал понять, что ход событий человек изменить не может, но в его власти достойно прожить собственную жизнь. Смысл своей он видел в творчестве, которому преданно служил двадцать четыре часа в сутки.
Моисеев никогда не хвалил своих артистов. Относился к себе и к ним строго. «Вас так хорошо принимают, а вы так плохо танцуете!», — мог остудить накал страстей после грандиозного концерта. Интересно, что в его ансамбле не было солистов. Мэтр считал коллектив единым целым, в котором каждый танцор может подменить своего коллегу: «Кто назовет себя солистом, того я уволю из ансамбля», — говорил он.
Жизнь великого хореографа вместила в себя целую эпоху
Фото: Кадр из передачи
Его боялись и обожали. Как вспоминают артисты ансамбля, тот, кто попадал к нему в кабинет на разговор, запоминал эту встречу навсегда. Такова была сила харизмы и обаяния великого хореографа.
Детство и юность
Родился Игорь Моисеев 21 января 1906 года в Киеве в семье обедневшего дворянина. Его отец Александр Михайлович был юристом, вел юридическую практику. В совершенстве владел французским языком и часто посещал Париж, где и познакомился с будущей женой и матерью Игоря – Грэн Анной Александровной. По профессии она была модисткой.
Так как Александр Михайлович работал в Киеве, супруги решили перебраться жить туда. Но вскоре после рождения сына Игоря его отца посадили в тюрьму за крамольные высказывания в сторону властей. В это время мать увезла мальчика в Париж и устроила его в пансион. А сама вернулась в Россию, чтобы вызволить мужа из заключения.
Жить в пансионе мальчику было непросто. Он был на 2 года младше остальных детей, поэтому они постоянно его обижали. Да и воспитатели не учитывали его возраст, предъявляя к нему те же требования, что и к старшим ребятам. Например, наказывали, сажая в темный карцер. Как только в Киеве отца оправдали и он вышел из тюрьмы, мать забрала Игоря и вернулась с ним в Россию, в Москву.
Александр Михайлович боялся, что на сына пагубно повлияет улица, поэтому старался его заинтересовать историей, восточной культурой. Мать учила Игоря музыке и рисованию. Когда мальчику исполнилось 14 лет, отец решил отдать его в балетную студию. Так он стал брать уроки балета у Веры Ильиничны Масоловой — бывшей балерины Большого театра.
В это время семья Моисеевых жила крайне бедно. Отец зарабатывал на жизнь тем, что преподавал французский язык, а мать бралась за любую предложенную ей работу – чаще перешивала старые вещи. Денег катастрофически не хватало. Игорь отощал и на фоне этого стал болеть. По этой причине был вынужден пропустить учебный год, хотя пророчили ему окончание техникума на год раньше положенного.
Репертуар в Большом театре
- «Корсар» А. Адана, хореография М. И. Петипа, редакция А. А. Горского — Раб
- «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, хореография Мариуса Петипа, редакция Александра Горского — Раб, мазурка
- «Теолинда» Ф. Шуберта, балетмейстер К. Я. Голейзовский — Рауль
- «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, балетмейстер Касьян Голейзовский — Иосиф
- «Футболист» В. А. Оранского, собственная постановка — Футболист
Первый исполнитель партий
- 1932 — «Саламбо» А. Ф. Арендса, собственная постановка — Мато
- 1933 — «Дионис» А. А. Шеншина, «Шопениана», «Чарда», балетмейстер Касьян Голейзовский — Солист
- 1935 — «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича, балетмейстер Фёдор Лопухов — Узбек
Балет
Вскоре в театр пришел новый балетмейстер Касьян Голейзовский. Его постановки в коллективе вызвали бурные дискуссии, возмущались и по поводу оформления спектаклей, и из-за новизны пластики, да и выбранная тема – конфликт между личностью и властью – не устраивала. Многие ведущие артисты просто отказывались от работы с ним. Поэтому в основном в его постановках танцевали молодые артисты.
Сначала главная партия в спектакле «Легенда об Иосифе Прекрасном» была отдана Василию Ефремову. Игорю Моисееву была отведена главная роль во втором составе. Но по причине болезни Ефремова основную партию стал танцевать Игорь Александрович. Позже ему досталась партия солиста и в балете «Теодолинда».
Но тут произошло непредвиденное. Ему пришлось пойти против воли руководства театра и заступиться за Голейзовского. По этой причине его сначала уволили, вскоре восстановили, но партий не давали. Целый год он был без работы. «Опала» завершилась случайно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер надорвал спину, ему срочно искали замену. Выбрали Игоря Моисеева.
А спустя год ему поступило предложение стать постановщиком балета «Футболист» на сцене Большого Театра. На тот момент ему было 24 года.
В 1937 году организовал первый в стране ансамбль народного танца. В 1943 году при ансамбле открыл школу-студию. Позже по его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за границей.
View this post on Instagram
A post shared by Балетная Студия Ксении Белой (@belayastudia)
Он не побоялся напомнить о забытых корнях не только России, но другим странам. В Голландии ему рукоплескали стоя, а местная газета после концерта написала, что русские танцую как дьяволы. Ансамбль Моисеева ждали во Франции, Китае, Италии – любое их выступление проходило при аншлаге.
У Игоря Александровича целый музей премий и наград. Но это и не удивительно, ведь Моисеева смело можно назвать изобретателем – именно он создал и развил собственный танцевальный жанр – сценический народный танец.
ЛЮБОВЬ ВОЖДЯ
Благодаря таланту Моисеева зрители увидели знаменитые спортивные парады на Красной площади. Сталин посмотрел выступления физкультурников, созданные фантазией начинающего постановщика, и пришел в настоящий восторг. Он пожелал, чтобы тот, кто их ставил, продолжал и дальше выпускать столь успешные номера. Даже те, кто позже видел эти парады на экране, говорили о том, насколько зрелище завораживало.
Однажды Игоря Моисеева вызвали с гастролей правительственной телеграммой. В купе к перепуганному артисту зашли люди, одетые в форму сотрудников НКВД, взяли вещи и пригласили следовать за собой. Всю дорогу, пока его везли на Лубянку, Моисеев гадал, — арест это или нет? Оказалось, его услуги потребовались Лаврентию Берии. Общество «Динамо» провалило генеральный прогон, Моисеев должен был в кратчайшие сроки поставить новый оригинальный номер. И он с задачей справился!
«Не волнуйтесь, товарищ Моисеев. Нет такой вещи, которую бы мы не сделали для того, чтобы парад удался. Поэтому продумайте наше выступление спокойно», — объявили ему.
После парада Моисееву звонил сам Берия и благодарил за прекрасную работу.
С 1938 года ансамбль начали приглашать выступать в Кремль. На пышном банкете после одного такого концерта кто-то положил руку на плечо Игорю Моисееву. Подняв глаза, он увидел перед собой Сталина. Вождь поинтересовался делами ансамбля. Моисеев не стал скрывать, что у них по-прежнему нет помещения. Место в новом здании над станцией метро «Маяковская» тут же нашлось.
Личная жизнь
Игорь Александрович Моисеев был трижды женат. Первой его супругой стала прима Большого театра Нина Борисовна Подгорецкая. Их отношения продлились недолго и в итоге окончились разводом.
Второй женой балетмейстера стала Тамара Алексеевна Зейферт – танцовщица, заслуженная артистка РСФСР. Она была младше Игоря Александровича на 10 лет. В браке у них родилась дочь Ольга.
Posted by Секреты сохранения молодости on Monday, August 5, 2019
Игорь Моисеев и его жена Ирина Чагадаева
Девочка решила пойти по стопам родителей и тоже подалась в балет, где добилась больших успехов. Ее сын Владимир – внук Игоря Моисеева – тоже связал свою жизнь с танцем. Он солист Большого театра и создатель Русского национального балетного театра.
В 1974 году балетмейстер женился в третий раз. Его избранницей стала Ирина Алексеевна Чагадаева. Разница в возрасте супругов составляла 19 лет. В ансамбле она танцевала с 1943 года.
КРАСОТА — СТРАШНАЯ СИЛА
Оказавшись в фаворе у кремлевских начальников, ансамбль, большую часть которого составляли девушки, столкнулся с обратной стороной медали.
«Ситуации были — не дай бог! У моих девчонок была красота, у кремлевских начальников власть, надо ли объяснять? Я до сих пор помню, как Поскребышев грозил мне кулаком, погоди, мол, доберусь я до твоего ансамбля. Но нас спасало, что Сталин обожал ансамбль, и никто не смел нас тронуть», — рассказывал балетмейстер.
Будущая жена балетмейстера, Ирина Чагодаева, выступала в его ансамбле. Игорь Моисеев вспоминал, что при первой встрече его поразили огромные лучистые глаза девушки. Когда она шла по улице, на нее оглядывались прохожие, так она была хороша. Он посчитал, что лучшим способом уберечь Ирину от домогательств будет подумать о ее замужестве.
За красивой солисткой ухаживал сын маршала Конева. Сам маршал интересовался у Моисеева, насколько девушка серьезна, можно ли ей доверять?
Жизнь распорядилась так, что мужем Ирины стал сам Игорь Моисеев. «Ирина — мой ангел-хранитель, который помогает мне во всем», — делился маэстро. В любви и согласии они прожили много лет.
Моисеев побывал со своим коллективом в шестидесяти странах мира
Фото: Кадр из передачи
Смерть
Великий хореограф прожил долгую и значительную жизнь. Умер он 2 ноября 2007 года в Москве. Ему был 101 год. Скончался Игорь Александрович в больнице от сердечной недостаточности. В последние годы мужчина страдал ишемической и гипертонической болезнями.
Панихида и прощание с Игорем Моисеевым состоялись в Концертном зале имени Чайковского – на сцене, где он поставил более 300 постановок. Эта цифра вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.
Постановки в Большом театре
Балеты
- 1930 — «Футболист» В. А. Оранского (совместно с Львом Лащилиным)
- 1932 — «Саламбо» А. Ф. Арендса (с добавлением музыки А. К. Глазунова, В. В. Небольсина и А. Н. Цфасмана)
- 1935 — «Три толстяка» В. А. Оранского
- 1958 — «Спартак» А. И. Хачатуряна
Танцы в операх
- 1930 — «Загмук» А. А. Крейна
- 1930 — «Турандот» Дж. Пуччини
- 1932 — «Демон» А. Г. Рубинштейна
- 1933 — «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева
- 1936 — «Кармен» Ж. Бизе
Фильмография[править | править код]
Участие в фильмах[править | править код]
- 1961 — За рампой — Америка (документальный)
- 1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
- 1967 — Perpetuum mobile. Вечное движение (документальный)
- 1984 — И снова звёздный час! (документальный)
- 2006 — 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
Архивные кадры[править | править код]
- 2006 — 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
- 2012 — Игорь Моисеев. Ушел, чтобы остаться (документальный)
↑ Творчество
- 1927 г. – работал над постановкой «Футболиста» — советского балета
- 1930 – в возрасте 24 года — балетмейстер, увлекаясь идеей придумывания танцев
- 1936-37 гг. – готовил спортивные коллективы для участия в парадах перед трибунами Кремля
- 1940 — поставил театрализованную легенду о буддийском празднике «Цам»
- 1965 — Ленинская премия и присвоение коллективу академического звания
- 1966 — основал Хореографический концертный ансамбль в Москве.
По поручению Правительства готовил торжественные концерты в честь выдающихся событий в стране. Являлся членом жюри на Международных конкурсах и фестивалях.
И. Моисеев имеет уникальное количество разных наград, званий, титулов. Являлся почётным членом разных государственных комиссий и коллегий. Про него написаны статьи, книги, проведены научные исследования. Он сам является автором трудов по искусству танца. Огромное значение творческой деятельности И. А. Моисеева бесценно. Все, созданные им танцевальные шедевры, являются образцами и понятны любому зрителю.
Партии
- Иосиф – «Легенда об Иосифе Прекрасном», постановка К. Голейзовского
- Рауль – «Теолинда», постановка К. Голейзовского
- Раб – «Корсар», постановка А. Горского
- Мато – «Саламбо», постановка А. Горского
- Футболист – «Футболист», постановка Л. Лащилина и И.Моисеева
- Узбек – «Светлый ручей», постановка Ф. Лопухова
Источник
И́горь Алекса́ндрович Моисе́ев
(8 (21) января 1906, Киев — 2 ноября 2007, Москва) — советский и российский артист балета, танцовщик, балетмейстер, хореограф, педагог, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1976), народный артист СССР (1953)[5], лауреат трёх Сталинских (1942, 1947, 1957), Ленинской (1967), Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии РФ (1996). Кавалер трёх орденов Ленина (1958, 1976, 1986).
Ансамбль народного танца
С 1937 года Игорь Моисеев был руководителем созданного им «Ансамбля народного танца СССР» (в 1991 переименован в «Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева», с 2007 года — имени Игоря Моисеева.
Поставленные танцы
- Танцы народов мира: Русские танцы: «Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица (Снегурка)»
- Белорусские танцы: «Лявониха», «Крыжачок», «Полька „Янка“», «Бульба», «Полька „Мама“», «Юрочка (Деревенский Дон Жуан)»
- Украинские танцы: «Веснянки. Сюита» («Выход девушек (Девичья печаль)», «Прощание», «Гадание (Сцена с венками)», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак», «Аркан» (гуцульский мужской пастушеский танец), «Танец девушки и двух парней» (гуцульский танец)
- Молдавские танцы: «Жокул маре (большой жок). Сюита» («Хора (Танец девушек)», «Чокырлия (Жаворонок)», «Жок», «Молдовеняска», «Коаса (Косари)», «Ла спэлат (Прачка)», «Сфределуш (сельскохозяйственный танец)», «Молдаваночка», «Хитрый Мокану. Сюита» («Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба (очень быстрый танец)», «Юла»
- Киргизские танцы: «Юрта», «Кыз кумай (Догони девушку)», «Танец киргизских девушек»
- Узбекские танцы: «Пахта (Хлопок)», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец „Сафаили“ (национальный погремушечный инструмент)»
- Таджикские танцы: «Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой (восточное название бубна)»
- Казахский танец «Кок-пар»
- Монгольские танцы: «Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»
- Башкирский танец «Семь красавиц»
- Бурятские танцы (сюита «Цам» из десяти танцев)
- Танец казанских татар
- Танец крымских татар «Черноморочка»
- Калмыцкие танцы: «Чичирдык (Парящий орел)», «Ишкымдык (Два всадника)», Торгутский танец
- Осетинский танец «Симд» (массовый танец)
- Грузинские танцы: «Картули (Лекури)», «Хоруми» (аджарский танец)
- Азербайджанские танцы: «Чабаны», «Десмолы», «Газахи»
- Армянская «Майнуки» из четырёх танцев
- Цыганский танец
- Латвийские танцы (сюита из трех танцев)
- Литовские танцы (сюита из пяти танцев)
- Эстонские танцы: «Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трех танцев»
- Польские танцы: «Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»
- Венгерские танцы: «Чардаш», «Понтозоо», «Хлопушки» (танец точками с отбивкой по сапогам), «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове», «Танец со шпорами»
- Болгарские танцы (сюита из пяти танцев)
- Румынские танцы: «Бриул», «Мушамауа» (веселый массовый танец), «Оашский танец»
- Финский танец «Комическая полька»
- Немецкий танец «Немецкий вальс»
- Китайские танцы: «Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу» (На перекрестке), «Большая пантомима»
- Корейский танец «Санчонга»
- Якутский танец «Добрый охотник»
- Нанайские танцы: «Нанайская народная игра „Фехтование на палках“», «Борьба двух малышей» (сценка)
- Чувашский танец
- Марийский танец
- Вьетнамский танец «Танец с бамбуком»
- Чешский танец «Чешская полька»
- Словацкий танец
- Греческие танцы: «Сиртаки (Мужской танец)» (музыка М. Теодоракиса), «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четверками», «Общий финальный танец»
- Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»
- Испанские танцы: «Испанская баллада», «Арагонская хота» (музыка М. И. Глинки)
- Ирландский танец «Молодость»
- Югославские танцы: «Сербиянка» (сербский танец), «Кукунешти» (сербский мужской танец), «Македонский женский танец», «Дзюрдевка» (черногорский воинственный танец), «Селянчица» (сербский танец), «Клятва» (македонский мужской танец)
- Танцы Латинской Америки: Аргентинские танцы: «Маламбо», «Гаучо» (Танец аргентинских пастухов), «Таверна» (одноактная картина), «В таверне Радригес Пенья».
- Мексиканская сюита («Сапатео», «Авалюлько»)
- Венесуэльский танец «Хоропо»
Танцы США: «Сквер-данс», «Назад к обезьяне» (пародия на рок-н-ролл)Цикл «Картинки прошлого»: «Подмосковная лирика», «Городская фабричная кадриль», «Трепак» (музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»), «Сюита из старинных русских танцев», «По дворам», «Ухажёры», «Полька-красотка с фигурами и комплиментами», «Скоморошьи игрища», «Еврейская сюита „Семейные радости“»Цикл «Советские картинки»: «Колхозная улица», «Русская красноармейская пляска», «Призывники», «Партизаны», «Праздник труда — пятнадцать танцевальных фрагментов», «Флотская сюита „День на корабле“», «Футбол» (хореографическая сценка)Дорога к танцу (класс-концерт): «Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька»На катке (музыка Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса, Андрея Петрова): «Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал»Ночь на лысой горе (в двух картинах): «Ярмарка» (музыка народная), «Ночь на Лысой горе» (музыка М. П. Мусоргского)Половецкие пляски (музыка А. П. Бородина): «Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал»Балет Спартак. Танцы из балета (музыка А. И. Хачатуряна): «Вакханалия», «Выход гладиаторов», «Андобаты (Бой в слепых шлемах)», «Ретиарий и мермелон (Рыбак и рыбка)», Адажио, «Битва фракийцев и самнитов»Эстрадный номер «Полька-лабиринт»