Олег Борисов: биография
Народный артист Советского Союза, лауреат многочисленных премий, актер-эпоха, актер со сложным характером – таким запомнился Олег Борисов коллегам и поклонникам. Он родился 8 ноября 1929 года в Приволжске Ивановской области. Казалось, судьба играет с ним с рождения. Сначала в роддоме перепутали детей и отдали родителям Борисова вместо мальчика девочку. Дома это обнаружилось: матери Олега стоило нервов, чтобы исправить эту путаницу.
Актер Олег Борисов
Да и не Олег он вовсе, а Альберт. Столь редкое имя для советского человека Борисов получил в честь бельгийского принца, визит которого в Москву произвел сильное впечатление на его мать. Родственники и друзья семьи с детства называли его Аликом, а уже в институте Алик стал Олегом, хотя по паспорту так и остался Альбертом.
Семья Борисова не была связана с искусством, отец руководил сельскохозяйственным техникумом, мать работала агрономом. А вот Борисов еще в подростковом возрасте решил, что будет актером. Любовь к театру ему привила мать, которая брала сына с собой в самодеятельный кружок.
Олег Борисов в молодости
Постепенно он начал выходить на сцену и влюбился в это ремесло. Примеру Олега последовал и его младший брат Лев Борисов, которому в дальнейшем тоже удалось стать известным и всемирно любимым актёром.
Олег Борисов взрослел в сложные военные и послевоенные годы, рано начал работать на тракторе, чтобы хоть как-то помочь семье. В 1947 году отправился поступать в Школу-студию МХАТ и неожиданно легко сдал вступительные экзамены и стал студентом. В 1951 году он так же легко окончил театральный вуз.
Олег Борисов. «Есть такое занятие – думать…»
Олег Иванович Борисов (настоящее имя — Альберт; 8 ноября 1929, пос. Яковлевский, — 28 апреля 1994, Москва) — советский, российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1978). Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991).
Альберт Борисов родился в пос. Яковлевский (ныне — г. Приволжск Ивановской области, Россия). Детство провёл в Карабихе Ярославской области, где отец работал директором техникума. Затем Борисовы переехали в Московскую область. Мама, Надежда Андреевна, была агрономом, а когда училась в сельхозтехникуме, играла в самодеятельности, в частности, Катерину в «Грозе». Надежда Андреевна назвала своего старшего сына в честь бельгийского наследного принца Альберта, который поразил её воображение во время своего визита в Москву. Младший брат — Лев Иванович Борисов (1933- 2001гг.), народный артист России (2001). В годы войны его отец Иван Степанович был начальником санитарного поезда, перенёс контузию и много болел в послевоенное время. Сам Олег во время войны работал трактористом, на сенокосилке, на лесоповале. Школу он заканчивал в Москве. В 1947 году вместе с компанией друзей Борисов решал, куда поступать – вначале все собрались в институт востоковедения, но подумав, что это скучно, решили поступать в школу-студию МХАТ. Приняли туда лишь Олега, который всегда вспоминал учёбу как лучшее время жизни. В детстве все звали его Аликом, а в школе-студии МХАТ стали звать Олегом. Так и пошло, хотя в паспорте он всегда оставался Альбертом. В 1951 году Олег Борисов окончил школу-студию МХАТ и стал актёром Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки. В Киеве он провёл 13 лет и перешёл в БДТ к Товстоногову, где работал 19 лет, вплоть до 1983 года. «Я не вправе сетовать на свою театральную судьбу. В Театре имени Леси Украинки мне довелось сыграть много интересных ролей, в том числе комедийных. И это хорошо: актёр должен быть готов, должен уметь сыграть всё, что предложит режиссёр. В том же театре у меня были интересные и некомедийные роли — Пётр в «Последних» Максима Горького, Часовников в «Океане» Александра Штейна, играл я и в розовских пьесах «В добрый час» и в «Поисках радости». А потом — ленинградский БДТ, где я встретился с другими театральными принципами, с другой режиссёрской школой, с новыми прекрасными ролями, ни одна из которых не была похожа на другую, за что я несказанно благодарен Георгию Александровичу Товстоногову»,- вспоминал Олег Иванович. С Аллой Латынской Олег Борисов познакомился в Киеве, когда приехал работать в театр Леси Украинки. Ему тогда было 22 года Алле, студентке первого курса – 18. Отец Аллы раньше был директором этого театра и она дружила с одной из актрис, у которой в гримёрке Олег Борисов увидел фото будущей жены и попросил познакомить с красивой киевлянкой. «Говорят, милой на ногу наступишь, и весь характер узнаешь… Я мог и не наступать – узнал сразу… по одной фотографии.»,- рассказывал Олег Иванович. Поженились они в 1954 году. Вспоминает Алла Романовна: «Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы — 3 февраля стал для нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества. Мои «фирменные» праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен и неприхотлив в еде: ему нравилось всё, что я готовила. И когда дома бывали застолья, он больше общался с друзьями, чем закусывал. Вместе мы прожили 40 лет — легко, счастливо. Мы оба праздновали свои дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался рядом с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно сошлись, ведь сочетание наше — очень редкое. Так что мы опровергли то, что наговаривают на Скорпионов! Он вообще не придавал большого значения материальному: одежде, вещам. Для него надеть костюм с галстуком было проблемой: «Я же не Актёр Актёрыч», — ворчал он. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавёлся, только когда стал читать в концертах…». В 1956 году у них родился сын Юрий (скончался в 2007 году). Получив разностороннее гуманитарное образование, он занимался также киноиндустриальной деятельностью. Юрий — режиссёр телефильма «Бенефис несыгранных ролей» и кинокартины «Мне скучно, бес» с отцом в главной роли. Алла Романовна много лет проработала главным редактором творческого объединения «Телефильм» киностудии «Ленфильм». А когда семья переехала в Москву, муж настоял, чтобы она оставила службу. Олег Борисов со своей супругой на 37-м году совместной жизни, незадолго до смерти Олега Ивановича, решили обвенчаться. «Мои настоящие друзья — это моя семья, мы всегда втроём, всегда вместе. В самые трудные минуты я выстоял и выжил благодаря семье.»,- говорил Олег Иванович. Широкую известность Олег Борисов приобрёл благодаря кинематографу — в кино он снимался с 1955 года. Дебютировал в эпизоде в фильме Марка Донского «Мать». И только через пять лет в кино сыграл свою первую главную роль в картине «За двумя зайцами» (1961) — незадачливого плута Голохвостого. Комедийное амплуа с тех пор за Олегом Ивановичем как-то не закрепилось. Хотя он умел шутить — и смешно, и зло. Борисов играл разные грани смешного: сарказм, иронию, гиньоль… Наверное, только пустую весёлость он бы сыграть не сумел. Но его «весёлый талант» остался почти невостребован. Был, правда, Кочкарёв в «Женитьбе». Чаще использовали его «рефлектирующий талант» в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев. Зрители и критика особо отметили его игру в картине «Рабочий посёлок» Владимира Венгерова, который вышел в 1965 году. «Говорить о том, как работаешь над ролью, почти невозможно, настолько это сложно… Один мой новый герой, роль которого я сейчас репетирую, говорит: «Есть такое занятие – думать…». Так вот это очень актёрское занятие. Ты смотришь телевизор, а думаешь о роли. Ешь – и думаешь о роли. Я вот сейчас с вами разговариваю, а думаю уже о своем Генрихе, которого буду играть вечером. Я уже в его «шкуре».»,- из интервью Олега Борисова. Блестящая работа Олега Борисова в фильме «Крах инженера Гарина» (1973) по роману Алексея Толстого подняла картину на несколько порядков. Наиболее серьёзные кинороли Борисова связаны с теми сценариями и картинами, когда актёру изначально было дано открыть трагическую обречённость человека, ощущающего обособленность, отдельность своего пути. Поэтому именно Олег Борисов стал идеальным исполнителем главных ролей в фильмах Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984) и «Слуга» (1988). Среди других ролей, запомнившихся зрителям, можно назвать Домешека в военной картине Виктора Трегубовича «На войне как на войне» (1968), Джона Сильвера в экранизированном Владимиром Воробьёвым «Острове сокровищ» (1982). В 1983 году Олег Борисов перешёл во МХАТ. После раздела театра в 1987 году остался в театре Олега Ефремова — МХТ им. Чехова; одновременно в 1989—1990 годах играл в Центральном театре Советской Армии Павла I в спектакле по пьесе Д. Мережковского «Павел I». В 1991 году создал «Антрепризу Олега Борисова». Олег Борисов долгое время болел – диагноз «хронический лимфолейкоз» ему поставили ещё в конце семидесятых. Но, несмотря на болезнь, продолжал активно сниматься и работать в театре, эти годы были для Олега Борисова очень продуктивными. Последней его ролью был фильм «Мне скучно, бес». Скончался 28 апреля 1994 года от хронического лимфолейкоза. Вспоминает Юрий Борисов: «Это случилось в Институте переливания крови. Отец был в реанимации, но нас с мамой пустили к нему. Он мучился, но был в сознании, а когда сознание стало покидать, то он как бы… быстро ушёл. Была Страстная неделя, а умер он в Чистый Четверг, и его хоронили в Пасху. Обычно в Пасху не хоронят. Но так решил его священник, который крестил и венчал папу с мамой, — отец поздно крестился, и они решили с мамой венчаться за несколько лет до смерти. Это было не отпевание, а какие-то колядки, праздничные песнопения — такая сюрреалистическая картинка совершенно не соответствовала ритуалу, но нам это помогло вернуться к жизни…». Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10). Олег Борисов писал дневники — целых 20 лет он доверял бумаге самое сокровенное. Последние записи в нём сделал за две недели до смерти. И как-то обронил сыну Юрию: «Когда меня не станет, не спеши это публиковать». Лишь пять лет спустя, накануне юбилейной даты: 8 ноября великому актеру исполнилось бы 70, дневники Олега Борисова — книга «Без знаков препинания» — увидела свет. Название для будущей книги-дневника он придумал сам. «Есть только одна цель – вперёд! Сколько раз я это слышал: с партией, с именем Товстоногова… Я так и делал. А сейчас понимаю: единственно верное движение – назад! Человек – это возвращение к истокам, к церковной свече, к четырехстопному ямбу, к первому греху, к зарождению жизни. Назад – к Пушкину, Данте, Сократу. К Богу… и тогда, может, будет.. вперёд.»,- О. Борисов. В Киеве, на Андреевском спуске, где снимали сцену венчания фильма «За двумя зайцами», в 1999 году главным персонажам картины установлен памятник. В образе Свирида Петровича Голохвостого запечатлён Олег Борисов. Для новобрачных столицы Украины этот памятник стал местом «паломничества» в день бракосочетания. источник
Театр
Сразу после окончания института Олег Борисов пришел работать в Киевский драматический театр им. Леси Украинки и оставался верен ему целых 12 лет. В первый год он был задействован в трех постановках – «Хождение по мукам», «Учитель танцев» и «Враги». В следующие годы с участием Борисова выходило по 2-3 новых спектакля, но роли он получал, в основном, второго плана.
Олег Борисов в спектакле «Дети солнца»
Проблемы в театре у него начались после выхода на экраны комедии «За двумя зайцами», в которой Борисов сыграл главную мужскую роль: это было в 1961 году. Коллеги завидовали, руководство постоянно придиралось по мелочам. В 1963 году его уволили по формальному поводу: якобы он подвёл театр, без разрешения уехав в Польшу в составе творческой делегации (на самом деле, актёр выполнял распоряжение Министерства культуры).
Олег Борисов в спектакле «Кроткая»
В том же году Олег Борисов начал работать в Пушкинском театре в Москве, но ушел меньше чем через год в ЛБТ, куда его пригласил тогдашний руководитель театра Георгий Товстоногов. Товстоногову удалось рассмотреть глубину таланта Борисова и раскрыть его. В ЛБТ актер работал почти двадцать лет и сыграл во многих культовых спектаклях, среди которых «Идиот», «Тихий Дон», «Мещане» и другие постановки. Здесь у Олега Борисова сформировался собственный стиль.
Олег Борисов и Ия Саввина в спектакле «Серебряная свадьба»
В 1983 году Олег Ефремов предложил актеру перейти во МХАТ и пообещал много ярких ролей — Борисов согласился. В этом театре он работал до 1990 года и выходил на сцену даже тогда, когда был неизлечимо болен. Апофеозом его творчества стал спектакль «Кроткая», в котором, по мнению критиков и зрителей, он сыграл «на разрыв аорты». В 1991 году актер организовал собственный театр «Антреприза Олега Борисова». Последние годы жизни он посвятил ему.
Олег Борисов: как театр стал для актера каторгой и алтарем?
Сюжет кинокартины незатейлив и прост. Свирид Голохвастов, весельчак, модник и вертопрах, чтобы поправить свое пошатнувшееся материальное положение, решает выгодно жениться на некрасивой Проне Прокоповне, за которой родители давали хорошее приданое. Но неожиданно влюбляется в красавицу Галю, у которой уже есть жених. Прекрасные диалоги героев, анекдотические ситуации, шутки, песни — все это сыграно актерами с блеском. Неслучайно фильм имел большой успех у зрителей.
После экранизации комедии актер Олег Борисов должен был ехать с фильмом «За двумя зайцами» в Варшаву, где проходили Дни советского кино. В театре им. Леси Украинки, где тогда работал Борисов, у него было немало завистников. К тому же, актер был занят в двух спектаклях. Он хотел отказаться от поездки, но его вызвали в министерство культуры и… приказали ехать.
Коллектив театра написал письмо в газету «Советская культура» о зазнавшемся молодом актере. И когда Борисов вернулся из Варшавы, то узнал, что уволен из театра. Правда, тут же появился новый приказ. О его восстановлении на прежнем месте. Но Олег Иванович возвращаться не стал.
Позже в своем дневнике, который актер вел более 20 лет, он напишет: «Мне говорят, что я зазнался. Говорят всю жизнь…». Перед смертью Борисов сказал сыну Юрию о том, чтобы он не спешил публиковать его дневник, слишком много в нем сокровенного. Книга «Без знаков препинания» (дневник актера) была издана в 1999 году, только через 5 лет после того, как не стало Олега Ивановича.
В 60-е годы прошлого века Борисову было чуть более 30 лет. Он полон надежд, счастлив и готов работать. Времени для грусти практически нет. В кино Олегу Ивановичу не раз приходилось играть разные грани смешного, но его комедийный талант так и остался невостребованным. Лишь режиссер Э. Рязанов в своей картине «Дайте жалобную книгу» блестяще использовал не только драматический, но и комедийный дар Борисова (роль журналиста Никитина)…
Олег Борисов родился 8 ноября 1929 года в небольшом городе Приволжске Ивановской области. Его отец, Иван Степанович, до Второй мировой войны был директором сельскохозяйственного техникума. В военное время он возглавлял санитарный поезд, был контужен. Отец часто болел, в последние годы жизни много читал, писал стихи. Мать, Надежда Андреевна, работала агрономом, играла в местном самодеятельном театре. В их семье всегда царила добрая и дружественная атмосфера.
После окончания школы почти все выпускники класса, в котором учился Олег, решили ехать в Москву и поступать в институт востоковедения. Но потом компания друзей передумала и подала документы в Школу-студию МХАТ. Однако был принят только Олег Борисов. Это было прекрасное и счастливое время. Распределение Борисов получил в театр им. Леси Украинки. В Киеве он познакомился со своей будущей женой, Аллой Романовной, с которой они прожили душа в душу 40 лет. Когда они переехали в Ленинград, Алла Борисова возглавила творческое объединение «Телефильм» на киностудии «Ленфильм»…
До Борисова Киев покинули актеры: Кирилл Лавров, Павел Луспекаев. В 1964 году Олега Ивановича взял к себе в БДТ им. Горького известный режиссер Георгий Товстоногов. По словам жены Борисова, Олег Иванович вспоминал Киев всю жизнь, ведь с этим городом была связана его молодость, первые роли, актерские удачи. Не мог забыть театр, ему он отдал 13 лет. Он любил свою квартиру в Киеве, на бульваре Шевченко. Даже, частенько смеясь, рассказывал о вкусных пирожках, которые молодые актеры покупали на Андреевском спуске.
Начав работать в БДТ у Товстоногова, Олег Иванович, волновался, как молодой актер. Это было и понятно. Авторитет Георгия Александровича в театре был непререкаем. У Борисова было много вводов в спектакли, которые уже шли. А потом появились и новые роли. Он с удовольствием играл в постановках «Тихий Дон», «Дачники», «Три мешка сорной пшеницы», «Кроткая» и др. Олег Иванович получил звание народного артиста, работая у Товстоногова. Он отдал БДТ 20 лет своей жизни.
Но работы в театре у Олега Ивановича было мало. Некоторые актеры говорили, что Товстоногову был не по душе характер Борисова, хотя он видел, с какой дотошностью разрабатывал каждую свою роль актер. Борисов не выпрашивал роли, он просто не способен был на это. Но и не увиливал от работы, не отказывался даже от эпизодов.
Сплетен об актере ходило немного. Больше злословили, говорили о его неуживчивом характере, неумении ладить с начальством. Только самые близкие люди — жена и сын, знали, что Олег Иванович давно болен. У него была лейкемия. Мало кто знает, что больной человек живет совсем в ином измерении. Подчас, счет идет не на десятилетия, на годы…
За время работы в театрах Борисов успел сняться почти в 70 фильмах. Он был актером без амплуа. Олег Иванович мог создать любой образ. Памятны его роли в фильмах «Рабочий поселок», «На войне как на войне», «По главной улице с оркестром», «Рецепт ее молодости», «Дневник директора школы». Борисов идеально «вписался» в фильмы В. Абдрашитова «Остановился поезд», «Парад планет», «Слуга». Но до этого он блестяще сыграл роль Гарина в киноленте «Крах инженера Гарина».
В сложный период жизни и работы в БДТ Борисов был приглашен во МХАТ режиссером О. Ефремовым. Ему пообещали интересные и яркие роли. Борисов согласился. Олег Иванович прекрасно сыграл доктора Астрова в чеховской пьесе. Потом начал репетировать другие роли. Каждая проходит с успехом, 6 лет упорного труда, превозмогая плохое самочувствие, усталость и слабость. Неожиданно режиссер Л. Хейфиц предлагает Борисову сыграть царя Павла I в театре Советской Армии. Олег Иванович не мог отказаться, он давно мечтал об этой роли.
Когда об этом узнал О. Ефремов, спросил актера: «В каком театре вы работаете? Выберите что-то одно». На что Борисов ответил: «Я выбрал». И, забрав документы, перешел из одного театра в другой. Через год после работы в театре Советской Армии Олег Иванович ушел на пенсию и поселился у себя на даче. Не теряя чувство юмора, говорил близким: «Если бы я не был актером, то выбрал бы профессию садовника».
В больнице Олег Иванович сделал свои последние записи в дневнике: «Как там на даче? Наш Кешка, наверное, никак не дождется своего хозяина». Олег Иванович Борисов умер 28 апреля (по некоторым данным, 27 апреля) 1994 года, 15 лет назад, в Москве. Его пес Кешка пережил хозяина всего на два месяца.
Теги: роли, биографии, театр, таланты, актеры, кино
Фильмы
Его кинодебют состоялся в 1955 году в картине «Мать», где он сыграл небольшую роль рабочего-подпольщика. Роль, прославившую его, Борисов получил в 1961 году – он блистательно сыграл Голохвастова в культовой комедии «За двумя зайцами».
Олег Борисов в фильме «За двумя зайцами»
Комедийные роли ему предлагали и после, например, в фильме «Женитьба», но заложником одного образа он не стал и сумел реализовать себя как талантливый драматический актер. Яркой работой была роль Владимира Венгерова в фильме «Рабочий поселок».
Борисов часто получал роли второго плана, однако умудрялся их сделать центральными. Так было в фильме «Балтийское небо», в котором он сыграл летчика Татаренко, и в картине «Дайте жалобную книгу», в которой он предстал в образе Никиты.
Олег Борисов в фильме «Дайте жалобную книгу»
Ему лучше всего удавались фильмы, в которых его героями были простые люди, как в фильмах «Остановите поезд», «Парад планет» и других. Отрицательные персонажи у Борисова получались ничуть не хуже – наглядное тому подтверждение его роли в картинах «Проверка на дорогах», «Рафферти», «Крах инженера Гарина».
Актёр со скандалом отказался от съёмок в роли своего любимого автора Ф. М. Достоевского в ленте «26 дней из жизни Достоевского». Его возмутила трактовка режиссера А. Г. Зархи: так и не найдя компромисса в отношении образа русского писателя, он покинул площадку в самый разгар съёмочного процесса.
Последняя роль Олега Борисова в фильме «Мне скучно, бес»
В результате Олег Борисов был отлучен от кинематографа на два года. В этот период ему также запретили сниматься в трагикомедийном фильме «Родня» Никиты Михалкова.
В фильмографии актера — не один десяток разноплановых ролей. Его последней работой стала картина «Мне скучно, бес», в которой он сыграл Бога и Мефистофеля
. Фильм вышел в прокат в 1993 году.
Личная жизнь
Олег Борисов был максималистом не только в профессии, но и в жизни. Больше 40 лет он прожил с единственной женщиной, своей супругой Аллой Латынской.
Олег Борисов и его жена Алла Латынская
Они познакомились, когда Борисов начал работать в театре им. Леси Украинки в Киеве. Он добивался красивой журналистки Аллы три года, пока в 1954 году она не согласилась стать его женой. С того времени день их свадьбы был главным праздником – они отмечали его каждый год в кругу близких людей.
В 1956 году у Олега и Аллы Борисовых родился сын Юрий. Он не стал актером, как отец, но тоже связал жизнь с кинематографом. Фильм «Мне страшно, бес» снимал Юрий Борисов. К сожалению, Юрия уже нет в живых.
Олег Борисов и его сын Юрий Борисов
Он умер в 2007 году от инфаркта, но за несколько лет до смерти успел опубликовать дневник отца. Дневник, который Олег Борисов вел почти 20 лет. Выход книги был приурочен к 70 годовщине со дня рождения Олега Борисова.
Супруга актера вспоминает его как скромного человека, неприхотливого в быту. Он ел, чем кормили, носил удобные свитера и джинсы, галстук надевал только на торжественные мероприятия, обожал животных.
Смерть
Последние несколько лет Олег Борисов с женой жил на подмосковной даче в Ильинке. Он работал в театре и снимался в кино, хотя у него были проблемы со здоровьем. Врачи диагностировали у актера хронический лимфолейкоз еще в 80-х. Эта болезнь и стала причиной смерти.
Его сын вспоминал, как отца забрали в реанимацию Института переливания крови. Он был в сознании, но родных к нему не пускали. Ушел из жизни актер быстро, случилось это 28 апреля 1994 года, в Чистый Четверг.
Могила Олега Борисова и его сына Юрия
Хоронили его на Пасху – так решил священник, который крестил Олега Борисова в зрелом возрасте и венчал его с женой за несколько лет до смерти. Актёр покоится на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с его могилой похоронен сын Юрий. Последняя запись, которую он сделал в дневнике, гласит:
«Кешка, наверное, не дождется хозяина».
Пес Кешка пережил своего хозяина на месяц – в июне его не стало.
Борисов Олег Иванович
Oleg Borisov Настоящее имя — Альберт.
Родился 8 ноября 1929 года в Приволжске (Ивановская область, СССР).
Заслуженный артист Украинской ССР (1963). Народный артист РСФСР (18.10.1974). Народный артист СССР (03.07.1978).
Отец — директор сельхозтехникума. Мать, Надежда Андреевна, агроном, работа в павильоне «Корма» на ВДНХ, кое-какие деньги зарабатывала и как портниха. Имя — Альберт было получено в честь бельгийского наследного принца Альберта, который поразил воображение мамы во время его визита в Москву. В детстве Альберта звали Аликом, а в школе-студии МХАТ стали звать Олегом. Так и пошло, хотя в паспорте он всегда оставался Альбертом. Во время Великой Отечественной войны с семьёй в эвакуации в Средней Азии.
Окончил Школу-студию МХАТ (1951). С 1951 года — актёр Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки. С 1964 года — актёр ГАБДТ имени Горького в Ленинграде. В 1983-1989 годах — актёр МХАТ. В 1989-1990 годах — актёр театра Советской Армии (ЦАТСА). С 1991 года — руководитель театра «Антреприза Олега Борисова».
Скончался 28 апреля 1994 года в Москве от тяжёлой неизлечимой болезни — лимфолейкоза. Актёр болел этой страшной болезнью в течение 17 лет и, несмотря на это, продолжал сниматься в кино. Последней его ролью стал фильм — «Мне скучно, бес» (1993). Вспоминает Юрий Борисов: «Это случилось в Институте переливания крови. Отец был в реанимации, но нас с мамой пустили к нему. Он мучился, но был в сознании, а когда сознание стало покидать, то он как бы… быстро ушёл. Была Страстная неделя, а умер он в Чистый Четверг, и его хоронили в Пасху. Обычно в Пасху не хоронят. Но так решил его священник, который крестил и венчал папу с мамой, — отец поздно крестился, и они решили с мамой венчаться за несколько лет до смерти. Это было не отпевание, а какие-то колядки, праздничные песнопения — такая сюрреалистическая картинка совершенно не соответствовала ритуалу, но нам это помогло вернуться к жизни…» Похоронен народный артист СССР 1 мая на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10, ряд № 8, место № 8).
В 1999 году Олегу Борисову в роли Свирида Голохвастого и Маргарите Криницыной в роли Прони Прокоповны из фильма «За двумя зайцами» установлена скульптурная группа в бронзе на месте, где происходили эпизоды фильма: в историческом центре Киева недалеко от Андреевской церкви. Для новобрачных столицы Украины этот памятник стал местом «паломничества» в день бракосочетания.
Младший брат — народный артист Росиии Лев Борисов (1933-2011). Жена — Алла Романовна Борисова (в девичестве — Латынская), долгое время работала главным редактором творческого объединения «Телефильм» киностудии «Ленфильм». Свадьбу сыграли 3 февраля 1954 года. Сын — театральный режиссёр Юрий Борисов (1956-2007).
Работы на радио. Литературные произведения 1975 «Двадцать дней без войны» К. Симонова 1976 «Сирень» Ю. Нагибина «Никита», «Свет жизни» А. Платонова 1977 «Педагогическая поэма» А. Макаренко (6 частей) 1978 «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина 1980 «Искупление» В. Лебедева (6 частей) «Флаги на башнях» А. Макаренко (5 частей) 1983 «Сундук-самолет», «Ель», «Снеговик», «Жених и невеста», «Девочка, наступившая на хлеб» Г.-Х. Андерсена «Метель» А. Пушкина 1984 «Сватовство майора» В. Порудоминского 1985 Стихотворения И. Абашидзе Стихотворения Ш. Нишнианидзе «Деревья умеют говорить» А. Маршалла «Они сражались за Родину» М. Шолохова (2 части) 1986 «Кроткая» Ф. Достоевского (3 части) «Рассказы о природе» С. Аксакова 1987 «Старосветские помещики» Н. Гоголя Стихотворения Л. Мея 1988 «История государства Российского» Н. Карамзина Стихотворения Н. Рубцова 1989 «Жизнь Клима Самгина» М. Горького (3 части) 1990 «Христос и Антихрист» Д. Мережковского «Палата № 6» А. Чехова 1990 «Бесы» Ф. Достоевского
Радиопостановки 1981 Аллан Йорк «Фаворит» Ф. Дика Патер Браун. «Пять вечеров с патером Брауном» Г. Честертона 1982 «Звездопад» В. Астафьева 1983 Ефимов. «Неточка Незванова» по Ф. Достоевскому Голядкин. «Двойник» по Ф. Достоевскому 1984 Фон Корен. «Дуэль» по А. Чехову 1985 «Русский характер» по А.Н. Толстому 1987 Мистер Джонас. От автора «Вино из одуванчиков» по Р. Брэдбери 1990 «Комедианты» по Г. Грину
Спектакли, записанные на радио 19б1 Ведущий. «Мораль пани Дульской» Г. Запольской. Киевский русский драматический театр им. Леси Украинки. Режиссер Л. Варпаховский 1976 Айзатуллин. «Протокол одного заседания» А. Гельмана. БДТ им. М. Горького. Режиссеры Г. Товстоногов, Ю. Аксенов 1978 Григорий Мелехов. «Тихий Дон» по М. Шолохову. БДТ им. М. Горького. Режиссер Г. Товстоногов 1981 Часовщик «Перечитывая заново» Г. Товстоногова, Д. Шварц. БДТ имени М. Горького. Режиссеры Г. Товстоногов, Ю. Аксенов 1985 Астров. «Дядя Ваня» А. Чехова (сцены из спектакля). МХАТ им. М. Горького. Режиссер О. Ефремов 1991 Павел I. «Павел I» Д. Мережковского. Центральный академический театр Советской Армии. Режиссер Л. Хейфец театральные работы Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки 1951-1952 Шарыгин (ввод). «Хождение по мукам» по А.Н. Толстому. Режиссер В. Нелли Белардо (ввод). «Учитель танцев» Лопе де Вега. Режиссер Н. Соколов Конь (ввод). «Враги» М. Горького. Режиссер К Хохлов Порфирий, слуга Ноздрева (ввод). «Мертвые души» по Н. Гоголю. Режиссер К. Хохлов Арлекин (ввод). «Маскарад» М. Лермонтова. Режиссер К. Хохлов Нищий. Солдат (ввод). «Овод» по Э. Войнич. Режиссер К Хохлов 1953 Яша. «Весна в Москве» В. Гусева. Режиссеры В. Нелли, И. Молостова. 1954 Кохта. «Стрекоза» М. Бараташвили. Режиссер И. Молостова Грегорио. «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Режиссер Б. Норд Коротков. «Живой труп» Л. Толстого. Режиссер В. Нелли 1955 Андрей. «В добрый час!» В. Розова. Режиссер В. Эренберг 1956 Миша. «Дети солнца» М. Горького. Режиссеры В. Нелли, М. Романов Борис. «Когда цветет акация» Н. Винникова. Режиссер И. Молостова Гульельмо Капуто. «Ложь на длинных ногах» Э. Де Филиппе Режиссер М. Розин 1957 Налево. «Двадцать лет спустя» М. Светлова. Режиссер И. Молостова Сашко Птаха. «Рассвет над морем» В. Суходольского по роману Ю. Смолича. Режиссер В. Нелли 1958 Олег. «В поисках радости» В. Розова. Режиссер М. Романов 1959 Алеша Березов. «Товарищи-романтики» М. Соболя. Режиссер И. Петровский Дромио. «Комедия ошибок» У. Шекспира. Режиссер В. Нелли Пчелка. «Стряпуха» А. Софронова. Режиссер М. Розин 1960 Петр. «Последние» М. Горького. Режиссер М. Розин 1961 Костя. «Проводы белых ночей» В. Пановой. Режиссер В. Нелли Часовников. «Океан» А Штейна. Режиссер Н. Соколов Второй пилот. «Четвертый» К Симонова. Режиссер М. Розин 1962 Счастливцев. «Лес» А Островского. Режиссер М. Романов
Московский драматический театр имени А.С. Пушкина 1963 Сударь (ввод). «Петровка, 38» Ю. Семенова. Руководитель постановки Б. Равенских Дон Луис (ввод). «Дама-невидимка» П. Кальдерона. Режиссер В. Ганшин
Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького 1964 Карцев. «Еще раз про любовь» Э. Радзинского. Режиссер Г. Товстоногов 1965 Притыкин (ввод). «Варвары» М. Горького. Режиссер Г. Товстоногов Дживола (ввод). «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Режиссер Э. Аскер Ганя Иволгин. «Идиот» по Ф. Достоевскому (композиция Д. Шварц и Г. Товстоногова). Режиссер Г. Товстоногов 1966 Колосенок. «Сколько лет, сколько зим!» В. Пановой. Режиссер Г. Товстоногов Петр. «Мещане» М. Горького. Режиссер Г. Товстоногов 1967 Робеспьер. От театра (ввод). «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля. Режиссер Г. Товстоногов 1969 Принц Гарри. «Король Генрих ГУ» У. Шекспира. Режиссер Г. Товстоногов 1971 Бурлаков. «Выпьем за Колумба!» Л. Жуховицкого. Режиссеры Г. Товстоногов, Ю. Аксенов 1973 Китлару. «Общественное мнение» А. Баранги. Режиссер Г. Товстоногов 1974 Еремеев. «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова. Режиссер Г. Товстоногов. Кистерев. «Три мешка сорной пшеницы» по В. Тендрякову (инсценировка Г. Товстоногова и Д. Шварц). Режиссер Г. Товстоногов 1975 Айзатуллин. «Протокол одного заседания» А. Гельмана. Режиссеры Г. Товстоногов, Ю. Аксенов 1976 Суслов. «Дачники» М. Горького. Режиссер Г. Товстоногов 1977 Григорий Мелехов. «Тихий Дон» по М. Шолохову (сценическая композиция Г. Товстоногова и Д. Шварц). Режиссер Г. Товстоногов 1978 Барби. «Эмигрант из Брисбена» Ж. Шехабе. Режиссер Г. Товстоногов 1979 Семенов. «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана. Режиссеры Г. Товстоногов, Ю. Аксенов 1980 Часовщик. «Перечитывая заново» (сценарий Г. Товстоногова и Д. Шварц по произведениям А. Корнейчука, Н. Погодина, М. Шатрова и В. Логинова). Режиссеры Г. Товстоногов, Ю. Аксенов 1981 Сиплый. «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Режиссер Г. Товстоногов. Ростовщик «Кроткая» по Ф.Достоевскому (инсценировка Л. Додина). Режиссер Л. Додин
Московский Художественный академический театр имени М. Горького 1985 Астров. «Дядя Ваня» А. Чехова. Режиссер О. Ефремов Ростовщик «Кроткая» по Ф. Достоевскому (инсценировка Л. Додина). Режиссер Л. Додин 1986 Выборное. «Серебряная свадьба» А. Мишарина. Режиссер О. Ефремов
Центральный академический театр Советской Армии 1989 Павел I. «Павел I» Д. Мережковского. Режиссер Л. Хейфец
Советский Фонд культуры 1989 От автора. «Пушкину» (композиция Ю. Борисова по «Пинежскому сказанию о дуэли и смерти Пушкина» Л. Десятникова, опере И. Стравинского «Мавра» и музыке к мультипликационному фильму «Сказка о попе и о работнике его Балде» Д. Шостаковича). Режиссер Ю. Борисов. Хореография В. Васильева
Антреприза Олега Борисова 1991 Доктор. «Пиковая дама» (сценарий Ю. Борисова по одноименной повести А. Пушкина и лекции 3. Фрейда). Режиссер Ю. Борисов. Хореография А. Сигаловой 1992 Контрабас. «Человек в футляре» по А. Чехову (инсценировка Ю. Борисова). Режиссер Ю. Борисов
Ленинградский Малый драматический театр 1994 Фирс (генеральная репетиция). «Вишневый сад» А. Чехова. Режиссер Л. Додин. призы и награды Лауреат Государственной премии СССР (1978 — за театральные работы) Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1984 — за участие в фильме «Остановился поезд»). Премия «Ника» в номинации «Актёр» за 1989 год. Премия «Киношок» в номинации «Специальный приз оргкомитета» — за 1993 год . Лауреат Государственной премии СССР (1991, за художественный фильм «Слуга»). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1991 — за исполнение роли Павла I в спектакле «Павел I» ЦАТСА). Приз «Золотой лев» МКФ в Венеции за лучшую мужскую роль (1990, за художественный фильм «Единственный свидетель»).
роли в кино 1993 Мне скучно, бес :: Мефистофель / Бог :: главная роль последняя роль в кино 1992 Луна-парк | Luna Park (Россия, Франция) :: Наум Борисович Хейфец :: главная роль 1992 Гроза над Русью (Украина) :: царь Иван Грозный :: главная роль 1990 Мальчики :: эпизод 1990 Лебединая песня (фильм-спектакль) :: артист :: главная роль 1990 Искушение Б. :: Иван Давидович Мартынюк :: главная роль 1990 Единственный свидетель | Edinstveniyat svidetel (Болгария) :: Христо Панов 1988 Слуга :: Андрей Андреевич Гудионов :: главная роль 1988 Отцы :: Иван Васильевич Дронов :: главная роль 1987 Садовник :: Глазов Алексей Алексеевич :: главная роль 1987 Мастер (фильм-спектакль) :: Мастер / Берлиоз / Буфетчик / Максудов 1987 Кроткая (фильм-спектакль) 1987 Запомните меня такой :: Андрей Петрович Киреев :: главная роль 1987 Дни и годы Николая Батыгина :: Пальцев 1986 Прорыв :: Борис Савельевич Полуэктов :: главная роль 1986 По главной улице с оркестром :: Василий Муравин :: главная роль 1986 Аткинс | Atkins (ГДР) :: Аткинс :: главная роль 1985 Перед самим собой :: Александр Евгеньевич Воробьёв 1985 Контракт века :: Андрей Бессонов :: главная роль 1984 Парад планет :: Герман Костин :: главная роль 1984 Макар-следопыт :: Черный 1983 Рецепт ее молодости :: барон фон Прус 1983 Подросток :: князь Версилов :: главная роль 1982 Прозрачное солнце осени (короткометражный) :: Аркадий Галецкий 1982 Остров сокровищ :: Джон Сильвер :: главная роль 1982 Остановился поезд :: Герман Иванович Ермаков :: главная роль 1981 Сказки Пушкина 1981 Россия молодая :: Дес-Фонтейнес :: главная роль 1981 Кража :: Хабард 1981 История одной любви :: Шаликов 1981 Други игрищ и забав (короткометражный) :: Евгений Свиридов 1981 Две строчки мелким шрифтом | Two Lines in Small Font | Zwei Zeilen, kleingedruckt :: Ташков Владимир Николаевич 1980 Рафферти :: Джек Рафферти :: главная роль 1980 Эндшпиль (короткометражный) :: Фёдор Акимович :: главная роль 1979 Сегодня и завтра :: Виктор Николаевич Кадышев :: главная роль 1979 Сказки Пушкина (фильм-спектакль) 1979 Последняя охота :: Джон Хорсфилд :: главная роль 1978 Помолвка в Боготоле 1977 Женитьба :: Кочкарёв :: главная роль 1977 Вторая попытка Виктора Крохина :: Степан Егорович :: главная роль 1976 Житейское дело (киноальманах) :: Анттон Гвоздарев 1975 Рассказ о простой вещи :: поручик Соболевский, контрразведчик 1975 Дневник директора школы :: Борис Николаевич Свешников :: главная роль 1975 Гамлет Щигровского уезда :: Василий Васильевич :: главная роль 1973 Крах инженера Гарина :: Петр Петрович Гарин :: главная роль 1972 Принц и нищий :: Гуго 1971 Проверка на дорогах :: Виктор Соломин 1970 Потоп (фильм-спектакль) :: адвокат 1970 Кража :: Орефьев Георгий Кузьмич :: главная роль 1969 Правду! Ничего, кроме правды! (фильм-спектакль) :: Максимилиан Робеспьер 1968 На войне как на войне :: Михаил Домешек :: главная рол 1968 Живой труп :: судебный следователь 1968 Виринея :: Василий 1967 Мятежная застава :: Николай Ефимов :: главная роль 1966 Расточитель (фильм-спектакль) :: Бонифатий Минутка 1966 На диком бреге :: Петрович 1965 Рабочий поселок :: Леонид Плещеев :: главная роль 1965 Обещание счастья (фильм-спектакль) 1965 Нос (фильм-спектакль) :: майор Ковалев 1965 Жизнь Галилея (фильм-спектакль) :: кардинал Барберини, затем — папа Урбан VIII 1965 Дайте жалобную книгу :: Юрий Васильевич Никитин :: главная роль 1963 Укротители велосипедов | Jalgrattataltsutajad :: Лео Валик :: главная роль 1963 Стёжки-дорожки :: Роман Степанович Калинка :: главная роль 1962 Большая дорога | Velká cesta (СССР, ЧССР) :: Митька 1961 За двумя зайцами :: Свирид Петрович Голохвостый :: главная роль 1960, 1961 Балтийское небо :: Илья Татаренко 1960 Киевлянка :: Фимка Воронюк 1959 Черноморочка :: Юрко Фарасюк 1959 Олекса Довбуш :: Юзеф 1958 Сегодня увольнения не будет (короткометражный) :: капитан Галич 1958 Простая вещь :: прапорщик Терещенко 1958 Город зажигает огни :: Сергей Ерошин 1956 Когда поют соловьи :: Кузя 1956 Дети солнца (фильм-спектакль) :: Миша 1956 Главный проспект :: эпизод 1955 Мать :: рабочий-подпольщик
озвучивание 1985 Вариант «Зомби» роль Альгирдаса Паулавичюса 1984 Ночные воришки | Les Voleurs de la nuit (Франция) 1981 Дорогие мои, москвичи :: русский вариант текста от автора 1980 Орел или решка | Pile ou face (Франция) :: адвокат роль Жака Мори 1979 Отель «У погибшего альпиниста» | Dead mountaineer hotel, The | «Hukkunud Alpinisti» hotell :: Анри Симоне роль Лембита Петерсона 1979 Барышни из Вилько | Girl from Wilko, The | Panny z Wilka (Польша, Франция) :: Виктор Рубен роль Даниэля Ольбрыхского 1978 Соль земли :: закадровый текст 1976 Просчет лейтенанта Слейда | Potato Fritz (ФРГ) :: капитан Генри 1976 Потерянный кров | Sodybų tuštėjimo metas :: оберштурмфюрер Дангель роль Арнаса Росенаса 1974 Врача вызывали? :: Сергей роль Александра Овчинникова 1971 Холодно — горячо :: Володя Чижов роль П.Андрюшина 1971 Возвращение к жизни :: Арно роль Л.Мерзина 1969 Её имя — Весна 1967 Снег среди лета :: Бек Карасмаков роль К.Абдреимова 1967 Найди меня | Surask mane :: Андрюс роль Андрюса Карки 1966 Похищенный дирижабль | Ukradená vzducholod (Италия, Чехословакия) 1966 Ночи без ночлега | Naktys be nakvynės Роль С.Петронайтиса
вокал 1999 Пришельцам новым (документальный) 1963 Укротители велосипедов | Jalgrattataltsutajad песенка велосипедистов 1961 За двумя зайцами
участие в фильмах 1979 Размышления о Мравинском (документальный) 1972 Прежде всего — театр (документальный)
архивные кадры 2005-2007 Как уходили кумиры (документальный) 1995-2000 Чтобы помнили… (документальный)