Актриса Анна Каменкова – женственная, обаятельная, неповторимая! Своим волшебным голосом, необыкновенной пластикой, умными карими глазами она украсила не один отечественный фильм. И сейчас эта замечательная женщина остается одной из самых востребованных и запоминающихся актрис в российском кинематографе. О ее судьбе и личной жизни пойдет речь в этой статье.
Детство
Дебют в кино
Очень рано стала сниматься в кино всеми почитаемая актриса. В шесть лет отметилась первой серьезной ролью ее биография. Анна Каменкова в 1959 году сыграла в военной драме «Девочка ищет отца». Этот дебют оказался весьма удачным. За него девочка удостоилась своей первой награды – приза на Втором Международном кинофестивале, проходившем в Аргентине. В кинематограф Аня попала совершенно случайно. Однажды она с мамой гуляла на площади Революции возле фонтана и увидела человека, который просил всех девочек восьми-девяти лет рассказать какое-нибудь стихотворение. Анна тоже захотела выступить и через некоторое время получила приглашение в Минск на пробы в картине. Сначала режиссер сомневался, что маленькая девочка сможет сыграть с такую большую роль, но юная актриса блестяще со всем справилась. Мама во всем ей помогала. Ане очень понравилось работать в кадре, но родители запретили ей сниматься в таком раннем возрасте. Однако ей разрешалось посещать драматический кружок и даже играть на подмостках Большого театра.
Опыт в кинематографе
Ещё в шестилетнем возрасте Аня попала в кино совершенно случайно. Она гуляла в сквере возле Большого театра вместе со своей детсадовской группой, когда к ним подошли представители студии. Представительные взрослые попросили малышей рассказать стихотворение, и только Анна не растерялась. На площадке девочка была предельно искренней, она по-настоящему плакала и смеялась, переживала глубоко внутри все эмоции. Из-за учёбы ей пришлось надолго забыть о кинокарьере, хотя девушка продолжала мечтать.
В 1975 году состоялась премьера второй картины с участием Каменковой-Павловой. Совместно со своим любимым режиссёром Анатолием Эфросом артистка снимается в фильме «Лесные качели». Девушке удалось снова покорить сердца зрителей, предложения от режиссёров полились рекой. В 1979 году Аня принимает участие в съёмках киноленты «Молодая жена» и получает первую премию Всесоюзного фестиваля.
Даже в зрелом возрасте Каменкова продолжает серьёзно относиться к каждой роли, она пропускает через себя каждую историю и эмоцию. Особенно хорошо ей даются образы сильных, бескомпромиссных женщин. Одной из лучших ролей для женщины стала героиня Нечаевой в картине «Визит к минотавру». Также критикам и зрителям запомнилась её Софья Петровна из одноименного фильма. Чтобы оправиться от этого образа, Анна перекрасилась в блондинку после окончания съёмок. Это помогло ей почувствовать себя моложе, ведь героиня была старше актрисы почти на 20 лет.
Становление карьеры
После школы пошла по раз и навсегда выбранному сценарию актрисы биография. Анна Каменкова исполнила свою давнюю мечту и стала студенткой Театрального училища имени Щепкина. Еще обучаясь в данном заведении, она активно играла в театре, кино, а также занималась озвучиванием кинокартин.
Фильмы 90-х
Анна Каменкова оставалась востребованной актрисой и в те годы, когда отечественный кинематограф бился в агонии, когда на экраны все чаще стали выходить депрессивные картины, позже названные чернухой (подобных в фильмографии самой Каменковой, конечно, нет).
Она сыграла главную роль в «Детстве Темы».
Снялась в «Очищении» по рассказу Леонида Андреева.
«Жизнь Василия Фивейского» — довольно мрачное произведение, повествующее о горестной судьбе священника, жена которого после гибели сына спивается. Анна Каменкова исполнила главную роль — роль пьющей попадьи. Священника сыграл Александр Балуев.
В 1992 году стартовал сериал «Горячев и другие», в котором Каменкова сыграла гражданку США, некогда покинувшую родной Советский Союз.
«Ты есть…» — грустная мелодрама по одноименной книге Виктории Токаревой. О женщине, фанатично любившей единственного сына и возненавидевшей невестку.
Случается трагедия, и ненавистная невестка становится инвалидом. Любящий муж борется за нее, но у сил в него не так много, как у его матери. Она буквально вытаскивает невестку Иру с того света. В этом фильме Анна Каменкова сыграла женщину, которая живет любовью и заботой.
А в «Тестах для настоящих мужчин» актриса уже появилась с другом образе. Ее героиня — внешне циничная и очень умная. Но на поверку оказывается всего лишь одинокой женщиной, разочарованной в мужчинах.
Громкий успех
Через три года девушка получила еще одну «звездную» роль. В драме «Молодая жена» она сыграла девушку Маню, супругу вдовца, имеющего маленькую дочь. По сюжету героиня выходит за него из чувства ревности к парню, который прекращает с ней отношения сразу после прихода из армии. Супружеская жизнь Мани со временем становится невыносимой и она принимает решение продолжить образование и поступает в техникум. История мучительного взросления героини из картины «Молодая жена» становится настоящим хитом в Советском Союзе. В 1978 году этот фильм признали лучшим миллионы людей. Сама актриса Анна Каменкова вновь была отмечена многочисленными наградами и призами за лучшую женскую роль. После этого она сделалась очень востребованной артисткой в Советском Союзе.
Личная жизнь
Выстраивая свою актерскую карьеру, девушка не торопилась выйти замуж. Однако в 1980 году новым знаменательным событием украсилась ее биография. Анна Каменкова вышла замуж за режиссера Спивака Анатолия – своего коллегу по Театру на Малой Бронной. Она вспоминает, что ее будущий супруг с самого начала относился к ней с искренней теплотой и заботой. Он поразил ее своим ошеломляющим талантом, любовью к искусству, артистическим мастерством, умением распознавать красоту в обычных, ничем не примечательных вещах.
Муж Анны Каменковой старше своей супруги на пятнадцать лет. Анна быстро прониклась к нему безграничным обожанием. Несмотря на разницу в возрасте, характерах, темпераменте эта пара вместе вот уже 38 лет. И актриса до сих пор с большой нежностью отзывается о своем супруге. По ее словам, его главная черта – непоколебимая преданность. Что бы ни случилось, он всегда рядом.
Биография
Родилась 27 апреля 1953 года[3] в Москве, в семье Семёна Абрамовича Гуревича и Ольги Александровны Каменковой-Павловой. Родители преподавали русский язык и литературу в средней школе[4], отец также вёл семинары в Московском институте повышения квалификации учителей[5][6] и написал множество педагогических пособий. Когда Ане было девять лет, её мать умерла[4], и большую роль сыграла поддержка её старшей сестры Ольги.
Впервые в кино актриса сыграла в возрасте шести лет в фильме «Девочка ищет отца» (1959)[3][8] по одноимённой повести Евгения Рысса о дочери белорусского партизана. За этот фильм Аня получила свою первую награду — за лучшее исполнение детской роли на II Международном кинофестивале в Аргентине (Мар-дель-Плата, 1960)[4][9]. После этого родители хотя и не позволили продолжить дочери карьеру, начатую в столь юном возрасте, но и не дали увянуть её способностям. Девочка посещала студию художественного слова во Дворце пионеров под руководством Галины Александровны Хацревин[10][11] и даже выступала на сцене Большого театра:
… в 12 лет у меня был ещё такой замечательный поворот: я играла русалочку в Большом театре в опере «Русалка», имела счастье быть на одной сцене с Козловским, Атлантовым, Ведерниковым, Пьявко. Правда, я мало что тогда понимала, но ощущение грандиозности этого театра, этой сцены осталось… И грандиозное ощущение музыки… Это вообще было что-то невероятное: я имела возможность впитывать всё это на правах любимицы театра, такого, знаете, сына полка… Я смотрела все спектакли, все оперы, все балеты, бывала за кулисами, трогала руками гигантскую голову в «Руслане и Людмиле»… Конечно, у меня просто не могло быть другого пути[12]. |
В 1970 году Анна поступила в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, на курс М. И. Царёва[12]. Будучи студенткой, она дебютировала на сцене Малого театра в спектакле «Средство Макропулоса» по пьесе К. Чапека.
Театр
После получения диплома (1974) актриса была принята в труппу Театра на Малой Бронной[3][2][4], где в то время работал Анатолий Эфрос[11]. В одном из интервью она вспоминала:
В юности я попала к великому Анатолию Эфросу — это вершина XX века в театре. К тому же я играла героинь Достоевского, Тургенева, Горького, что само по себе счастье[4]. |
В Театре на Малой Бронной Анна Каменкова служила до 1992 года[2][4]. Среди самых её значительных работ в театре — роль Верочки[4] в спектакле «Месяц в деревне» (И. Тургенев, режиссёр А. Эфрос), Джо в спектакле «Вкус мёда» (Шила Дилэйни[en], режиссёр Анатолий Спивак), Марии-Луизы в спектакле «Наполеон Первый» (Фердинанд Брукнер, режиссёр А. Эфрос), Ани в спектакле «Вариации феи Драже» (А. Кутерницкий[13], режиссёр А. Спивак), Её в спектакле «Лунин, или смерть Жака…» (Э. Радзинский, режиссёр Александр Дунаев). Актриса сыграла Агафью Тихоновну в «Женитьбе» Гоголя, Варю в спектакле «Брат Алёша» по Достоевскому, Анну в «Ва́рварах» Горького и множество других ролей[4].
После 1992 года актриса ушла в антрепризу[11]. Сотрудничает с театрами «Бенефис», «Школа современной пьесы»[11], «Театр имени Рубена Симонова». В сотрудничестве с «Независимым театральным проектом» в 1998 году был поставлен спектакль «Ханна» по мотивам пьесы П.-У. Энквиста «Из жизни дождевых червей» (режиссёр А. Спивак), где Анна Каменкова исполнила роль примы Королевского театра Копенгагена и подруги Ханса Кристиана Андерсена Ханны Хейберг. Это душераздирающая ночная исповедь, после которой в голове сказочника рождается история о Снежной королеве. Об этой постановке актриса говорила так:
Какое-то время назад я играла в спектакле «Ханна», это была моя любимая роль — мощная, подарочная…[4] |
В апреле 2007 года актриса была занята в 3 спектаклях: «Старые Русские» (режиссёр Сергей Кутасов, по пьесе Бориса Рацера — комедия о жизни двух старых интеллигентов в условиях рыночной экономики), «Неожиданное» (режиссёр Франк Бертье, по пьесе Фабриса Мелькио[fr], которого российская пресса окрестила «французским Гришковцом» — это история женщины, которая не хочет верить в смерть своего возлюбленного и общается с ним при помощи «бутылок воспоминаний»)[K 3], «Своими словами» (режиссёр Иосиф Райхельгауз — это спектакль без пьесы и драматурга: режиссёр обозначил несколько жизненных ситуаций, их примерное развитие — и предложил актёрам импровизировать).
Кино
После долгого перерыва в кино Анна Каменкова вернулась в 1975 году («Лесные качели», «Беларусьфильм», Светлана
). В следующем году состоялись съёмки армейской мелодрамы «Весенний призыв» ( Ирина )[11]. Настоящее признание пришло к актрисе после роли Мани в мелодраме Леонида Менакера «Молодая жена» (1979)[3]. На XIII Всесоюзном фестивале в Душанбе ей вручили Приз за лучшую женскую роль, а затем признали актрисой года[11]. В 1980-е годы актрису можно было часто увидеть на экране. В 1987 году она в партнёрстве с Сергеем Шакуровым сыграла в фильме «Визит к Минотавру»[11]. В 1989 году вышел фильм «Софья Петровна», в основу которого легла одноимённая повесть Л. К. Чуковской о сталинских 1930-х годах. Героине фильма Софье Петровне — 50 лет, во время съёмок Каменковой было 34 года. Позднее она скажет, что очень долго «отходила от роли», чувствовала себя старше, чем она есть, старалась «омолодиться». За эту сложную роль актриса получила Приз на Всесоюзном фестивале телефильмов (Душанбе)[4][11].
В 1993 году Каменкова сыграла роль Анны в художественной кинодраме Владимира Макеранца «Ты есть…», благодаря которой получила Приз Международного фестиваля актёров кино «Балтийская жемчужина» (Рига — Юрмала) за лучшую женскую роль (1994)[2]. В 1990-е годы Анна Каменкова работала с зарубежными режиссёрами, в частности, в 1998 году снялась в фильме П. Павликовского «Стрингер» (The Stringer
), принимала активное участие в озвучивании зарубежных фильмов.
Ещё студенткой она озвучила Джульетту в знаменитом фильме Франко Дзеффирелли («Ромео и Джульетта», 1968). В последние десятилетия актриса озвучивала такие киноленты, как «Унесённые ветром» (1939, Скарлетт), «Послания в бутылке» (1999, Тереза Осборн), «Фрида» (2002, Фрида), «8 женщин» (2002, Габи) и многие другие.
Голосом Анны Каменковой говорят Лариса в «Жестоком романсе» (1984), Анастасия Ягужинская в «Гардемаринах» (1987) и ряд других героинь советских и российских фильмов.
Личная жизнь
В 1980 году Анна Каменкова вышла замуж за своего коллегу по театру на Малой Бронной режиссёра Анатолия Спивака. Сын Сергей (род. 1987 г.) — специалист по защите авторских прав, выпускник юридического факультета ВШЭ[8].
Другие роли
В 1980-е годы актриса много снималась. Личная жизнь Анны Каменковой, разумеется, находилась под пристальным наблюдением поклонников, но она не давала ни малейшего повода для сплетен. Девушка сыграла в самых разных картинах: «Рассказы о любви», «О, ты, последняя любовь!», «Месяц в деревне», «Структура момента», «Солнечный ветер», «Год активного солнца» и других. Ее партнерами по фильмам стали самые востребованные актеры советского кинематографа. Среди них были: Николай Еременко, Сергей Шакуров, Александр Филиппенко, Лев Борисов и многие другие. Особенно хорошо актрисе удалась роль в ленте «Последняя любовь» по одноименной пьесе Островского Александра. Здесь она сыграла в паре с Иннокентием Смоктуновским.
Рождение сына
В 1987 году новым важным событием ознаменовалась личная жизнь Анны Каменковой. Она родила долгожданного сына. Мальчика назвали Сергеем. С юности актрису преследовали серьезные проблемы со здоровьем. Из-за напряженного рабочего графика и постоянных стрессов девушка никак не могла выносить ребенка. Выкидыши следовали один за другим, и каждый из них уменьшал шансы артистки стать матерью. В 33 года актриса вновь забеременела и на этот раз решила во что бы то ни стала родить малыша. В это время она снималась в «Визите к Минотавру» и вся съемочная группа окружила беременную артистку любовью и заботой. Сейчас очень гордится своим ребенком Анна Каменкова. Сын Сергей с успехом окончил Высшую школу экономики, владеет двумя иностранными языками, отучился на юридическом факультете, сумел защитить диплом по авторским правам в России. Сейчас он неожиданно приблизился к театру и трудится в антрепризе под названием «Независимый театральный проект».
Ссылки
- Анна Каменкова. Аниматор.ру. Проверено 11 июня 2021.
- Анна Каменкова. Актёры советского и российского кино. Проверено 8 октября 2012. Архивировано 18 октября 2012 года.
- Анна Каменкова, актриса (недоступная ссылка — история ). Энциклопедия отечественного кино под ред. Любови Аркус. — ссылка доступна, но не архивируется. Проверено 30 сентября 2012.
Интервью
- Короткова Светлана. Анна Каменкова: «Иногда надо пугаться того, что с тобой происходит» // Зеркало недели. — 1999. — № 34 (28 августа). Архивировано 9 января 2013 года.
- Анна Каменкова: Надо быть смелее в этой жизни, и пробовать, и рисковать, и падать, и разбивать коленки. «Театральная афиша» (28 апреля 2002). Проверено 22 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
- Боровикова Веста. Анна Каменкова: «Мы никогда не готовы ни к счастью, ни к горю». Театрал (6 декабря 2005). Проверено 9 октября 2012. Архивировано 9 января 2013 года.
- Ефлаева Татьяна. Анна Каменкова: «Надо благодарить за всё» // Учительская газета. — (13 февраля 2007). Архивировано 9 января 2013 года.
- Ценности на все времена. Отзвуки театра с А. Калягиным. Радио России (14 октября 2012). — на сайте доступна аудиозапись беседы А. Калягина с А. Каменковой. Проверено 9 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
- Городецкий Юрий. Анна Каменкова: «Я почти не востребована». Газета «Якутск вечерний», № 45 (530) (12 ноября 2004). Архивировано 12 июня 2013 года.
Тематические сайты | AlloCiné · Internet Movie Database · Аниматор.ру |
Дальнейшая творческая судьба
После рождения сына Анна Каменкова продолжала много работать. В 1993 году она воплотила на экране один из самых знаковых своих образов – ревнивую свекровь Анну в картине «Ты есть…». Актриса настолько органично вписалась в эту роль, что многие поверили в то, что она похожа на свою героиню. Нравственное становление Анны, ее любовь и жертвенность пришлись по душе многочисленным зрителям. Каменкова вновь закрепила за собой статус одной из самых талантливых артисток отечественного кинематографа.
Позже актриса снялась в кинокомедии «Тесты для настоящих мужчин», появилась в зарубежных фильмах. В 2009 году она снялась в ленте «Концерт», где сыграла супругу главного героя картины – Ирину Филиппову. Этот проект имел фестивальный успех, был удостоен номинации на «Золотой глобус».
Анна Каменкова сейчас
Актриса продолжает сниматься в телесериалах. В 2021 году она снова появилась в телепроекте «Тест на беременность» в роли Аллы Кашиной. Год спустя Каменкову можно было увидеть в сериале «Медиатор» с Андреем Бурковским в главной роли. В съемках также приняли участие Юлия Пересильд и Дарья Мороз. Трейлер сериала «Медиатор» Одним из последних крупных проектов в озвучке для Каменковой стал британо-американский анимационный мюзикл «Кошки». Фильм был грандиозным и ожидаемым, но провалился в прокате. Рейтинг мюзикла по IMDb составил 2,8 из 10.
Актриса дубляжа
Немногие знают, что Анна Каменкова – востребованная актриса дубляжа. Ее волшебным голосом говорит в «Унесенных ветром» Вивиен Ли, в «Ромео и Джульетте» — Оливия Хасси, в «Подлинной истории дамы с камелиями» — Изабель Юппер. Даже Лариса Гузеева в «Жестоком Романсе» озвучена Каменковой. В перечне артисток, которых дублировала Анна, Джулия Робертс, Жюльет Бинош, Джоди Фостер, Катрин Денев, Эмма Томпсон.
Актриса озвучивала Барбару Стрейзанд в «Факерах…». Эта работа была для нее нелегкой, ведь ее воспитание и темперамент совершенно не соответствует нраву героини данного фильма. Однако Каменкова блестяще справилась с задачей и на этот раз. В конце концов, ее профессионализм подвергался и не таким испытаниям.
В наши дни
Сейчас Анна Каменкова – любимая жена и мама. Она по-прежнему женственна и прекрасна. По собственному признанию, артистка никогда ропщет на судьбу. Да и на что жаловаться женщине, которая уже в 23 года была ведущей актрисой театра на Малой Бронной? В личной жизни ей тоже повезло. Семья Анны Каменковой во всем ее поддерживает. В профессиональном плане актриса до сих пор востребована. Среди ее последних работ – роли в сериалах «Метод Фрейда» и «Принцесса Цирка». Безусловно, этой замечательной женщине сопутствует удача. Однако везенье ли это? Возможно душевная теплота, житейская мудрость, умение любить и быть преданной своему делу привели актрису к такому блестящему результату? Так или иначе, хочется пожелать ей новых творческих успехов, личного счастья, здоровья и долголетия.
Достижения в других сферах
В 1985 г. Каменкова получает звание Заслуженной артистки РСФСР. В девяностых годах наступил кризис. Анне почти не предлагали новых ролей, она снялась лишь в нескольких лентах. В их числе такие картины, как «Круг обречённых» и «Детство Темы». Женщина не хотела сниматься в некачественных сериалах и рекламе, поэтому она предпочла заняться озвучкой.
За свою жизнь Каменкова-Павлова озвучила Шерон Стоун, Барбару Стрейзанд, Жюльетт Бинош, Джулию Робертс, Мэрил Стрип и других известных зарубежных актрис. На её счету такие шедевры кинематографа, как «Фрида», «Унесённые ветром», «Ромео и Джульетта» и «Женщина французского лейтенанта».