Ранние годы
Будущая актриса родилась в семье Ксении Федоровны (в девичестве Федоровой) и Бруно Артуровича Фрейндлихов. От папы с мамой девочке достались актерские гены: мама в молодости участвовала в художественной самодеятельности, а отец был актером ленинградских театров.
Бруно Артурович был по национальности немец. Его предки были родом из Мекленбург-Шверина, великого герцогства в составе Священной Римской империи. В Россию они приехали по приглашению Петра I как опытные стеклодувы. Однако уже отец Бруно сменил профессию стеклодува на ремесло сапожника.
По словам самой Алисы, мама хотела, чтобы девочку назвали Наташей, но папа и бабушка смогли ее переубедить, указав, что сочетание фамилии, имени и отчества выглядит как «странная каша». В графе «национальность» у девочки указали, что она русская, на этом настояла мама.
Детство Алиса провела в «коммуналке». Незадолго до начала ВОВ родители разошлись. Бруно Артурович уехал в Ташкент, где и остался после начала войны. Он успел выехать до того, как с началом боевых действий из Ленинграда стали выселять немцев. Его брату повезло меньше, его арестовали вместе с супругой и расстреляли.
В первый год ВОВ Алиса пошла в первый класс, училась она в школе No239 (ныне это физмат-лицей). По словам самой актрисы, главное впечатление ее детства – это блокада и вызванный ею жесткий режим питания.
После окончания войны Ксения Федоровна, работавшая бухгалтером, вместе с дочкой перебралась в Таллин. Там они прожили три года, пока не вернулись обратно в родной город, где девочка продолжила учиться в 239-й школе.
Именно в 239-й школе Алиса пошла в театральный кружок, занятия в котором вела артистка БДТ имени Максима Горького Мария Призван-Соколова. Мария и ее муж Павел Вейсбрем и подготовили Фрейндлих к поступлению в ЛТИ имени Островского.
Выбор в пользу карьеры драматической актрисы Алисе Фрейндлих посоветовал сделать отец, который к тому времени уже вернулся в Ленинград с новой супругой. Он отговорил дочку от идеи стать оперной певицей.
На экзаменах в ЛТИ Алиса прочитала отрывок из гоголевских «Мертвых душ» и спела романс, что весьма понравилось комиссии, которая решила, что абитуриентку стоит принять. Так Фрейндлих оказалась на курсе заслуженного артиста РСФСР Бориса Зона (среди его учеников в разное время были Павел Кадочников, Зинаида Шарко, Эммануил Виторган, Лев Додин и Леонид Мозговой).
Первый театр — школа жизни
После получения диплома она поступила в труппу театра им. Комиссаржевской. Но биография актрисы Алисы Фрейндлих началась немного раньше. Она снимается в кино с 1955 года. Но в театре ей не предлагают главных ролей. Играет она мальчишек-сорванцов.
Она вспоминает те годы с теплотой – многому приходилось учиться. Способность впитывать новое — ее характерная черта.
«Сохранение внутри себя детства помогает сохранять природный дар».
Карьера многих актеров заканчивается после такого испытания. Всю жизнь на втором плане действительно не каждый выдержит. Кто-то уходит из профессии, но не Алиса Фрейндлих, биография которой является темой нашего обзора. Впрочем, и сама актерская судьба была к ней милостива. Она подарила ей встречу с режиссером, который обратил на нее внимание. Это был Игорь Владимиров.
Карьера в театре
В вузе Алиса училась образцово, ей даже выдавали грамоты за успехи в постижении актерского мастерства. Однако так было не всегда, в какой-то момент речь зашла об отчислении, но заступился сам Зон.
Преподаватель очень ценил свою ученицу и в характеристике, которую выдал ей после окончания учебы, рекомендовал ее на ведущую работу в крупных драмтеатрах. Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», поставленный по комедии польского драматурга Габриели Запольской, стал для Фрейндлих пропуском в драмтеатр имени Веры Комиссаржевской.
О временах работы в нем актриса вспоминает с большой теплотой. По ее словам, там она прошла «очень хорошую школу», хотя и была в тени Эммы Поповой. Первой ролью Алисы стала роль подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем».
Из того периода стоит также выделить спектакль «Рождены в Ленинграде», который Илья Ольшвангер поставил по пьесе Ольги Берггольц. Среди зрителей было много блокадников, некоторые из которых под конец спектакля плакали.
В театре имени Комиссаржевской актриса задержалась на четыре года, после чего перебралась театр имени Ленсовета. Переход был связан с тем, что Алиса познакомилась с Игорем Владимировым, театральным режиссером. Знакомство состоялось еще в театре имени Комиссаржевской, где Владимиров ставил один из спектаклей.
«Ленсоветовский период» затянулся на 22 года. За это время она сыграла в постановках «Трехгрошовой оперы» (по Бертольду Брехту), «Ромео и Джульетты» и «Укрощения строптивой» (Уильяма Шекспира), «Преступления и наказания» (по Федору Михайловичу Достоевскому), «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (по сказке Астрид Линдгрен), «Варшавская мелодия» (по пьесе Леонида Зорина) и др.
Вскоре после того, как Алиса получила звание «Народной артистки СССР», она развелась с Владимировым (их творческий союз в какой-то момент перерос в брачный). Как много позже писали СМИ, поводом стала статья «Театр одной актрисы», в которой режиссера критиковали за ставку на Фрейндлих. Рабочие отношения бывшие супруги поддерживали еще два года, но в 1983-м актриса перешла в БДТ имени Горького к Георгию Товстоногову.
В БДТ (которое ныне носит имя самого Товстоногова) актриса играет до сих пор. Дебютной на сцене БДТ для нее стала постановка «Киноповесть с одним антрактом», основанная на пьесе «Блондинка» Александра Володина .
Среди других ее работ периода БДТ – «Коварство и любовь» (по Фридриху Шиллеру), «Макбет» (по Уильяму Шекспиру), «Дядюшкин сон» (по Достоевскому), «Лето одного года» (по пьесе Эрнеста Томпсона), «Уроки танго и любви» (по пьесе Валентины Аслановой), «Калифорнийская сюита» (по Нилу Саймону) и «Алиса» (по мотивам повести Льюиса Кэрролла).
Успешные работы в кино и на сцене
Начинающую актрису сразу же взяли в коллектив драматического театра имени Комиссаржевской, где она получила хороший опыт. Из-за невысокого роста (153 см) ей часто предлагали роли подростков и юношей, хотя сама девушка мечтала о более ярких персонажах.
Алиса Фрейндлих в молодости. Кадр из фильма “Повесть о молодоженах” 1959 год
В 1961 в ее творческой биографии произошли изменения: Алиса Бруновна перешла в академический театр имени Ленсовета, надеясь, что там ее талант перевоплощения оценят по достоинству. Вскоре ее сценическая карьера пошла в гору, а актерская копилка стала пополняться разными ролями в спектаклях:
- Таня в «Тане»;
- Селия Пичем в «Трёхгрошовой опере»;
- Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании»;
- Принцесса в «Трубадуре и его друзьях» и другими.
Отдав родному театру около двадцати лет, актриса покинула его стены и перешла в БДТ, где ее первой работой стала центральная роль в спектакле «Киноповесть с одним антрактом». На этой сцене она воплотила в жизнь немало своих заветных желаний, среди которых есть образ леди Макбет.
“Всегда со мною…”
Если театральная карьера устраивала Фрейндлих, то с киноролями ей катастрофически не везло. Первые роли были очень незначительные, из-за чего ее имя даже не числилось в титрах. Вскоре актрисе повезло: ее задействовали в нескольких популярных кинокартинах:
- «Анна и Командор»;
- «Соломенная шляпка»;
- «Опасный возраст»;
- «Тайна Снежной королевы» и других.
Ее звездный час настал в 1977 году, когда на экраны вышла лирическая комедия «Служебный роман». Блестяще созданный образ Мымры принес ей известность и много новых ролей, которые режиссеры предлагали наперебой. Неудивительно, что и следующая работа Алисы Бруновны (королева Анна в «Трех мушкетерах») стала яркой и заметной в ее фильмографии.
кадр из фильма “Большой”
В 90-х годах в ее карьере был застой, лишь одна ее работа была отмечена зрителями и критиками – это роль Ирины Дмитриевны в «Подмосковных вечерах». После многолетнего перерыва актриса снялась в таких картинах, как:
- «Женская логика»;
- «На Верхней Масловке»;
- «Линия Марты» и других.
Ее последние киноработы были представлены в 2021 году: в драме «Большой» звезда кино сыграла роль бывшего педагога Белецкую, некогда известную балерину; в фильме «Карп отмороженный» она предстала перед зрителями в образе ворчливой деревенской жительницы.
Начало карьеры в кино
Данные о дебюте в кино Алисы Фрейндлих расходятся. Википедия пишет, что первой картиной с участием актрисы была мелодрама Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть», а вот сайт Кинопоиск утверждает, что дебютным для Алисы Фрейндлих стал фильм «Таланты и поклонники» Андрея Апсолона и Бориса Дмоховского.
Еще в 60-х актриса познакомилась с Эльдаром Рязановым, который пробовал ее на роль в «Гусарской балладе», однако тогда на роль Шурочки Азаровой утвердили Ларису Голубкину. Позже, в том же десятилетии, режиссер хотел снять ее в «Зигзаге удачи», но на этот раз помешало то, что актриса была беременна.
В 60-е актриса снялась в десятке кинокартин, самыми известными из которых стали «Полосатый рейс» и «12 стульев». В экранизации романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова Фрейндлих досталась роль Эллочки Людоедки, известной своим небогатым словарным запасом.
Мать и дочь
После смерти бабушки мать Ксения Федоровна стала настоящей опорой для Алисы. Когда у артистки начались роды, ей пришлось вызвать врачей не только к себе, но и к маме – она потеряла сознание от волнения.
Уход из жизни близких людей – всегда большое горе. Краткой строчкой на памятнике не только заканчивается жизнь умерших, но и меняется жизнь живущих. Не избежала этого и биография Алисы Фрейндлих. Дата смерти мамы – 1971 год. Она умерла от внезапного инсульта, при кормлении внучки Варвары, которой было три года.
Сразу после этого события Алиса Бруновна закурила. В тридцать шесть лет, хотя до этого терпеть не могла запах табака. Может быть, потому, что курила мама.
Воспитание дочери Варвары получалось скорее примером, чем разговорами. Как-то во время спектакля, где Алиса Бруновна говорила в роли Малыша: «Я совсем один», Варя закричала: «Мамочка, я здесь!»
Актриса стала востребована и в кино. Поклонников интересовало все — личная жизнь Алисы Фрейндлих, биография, дети. Отношения с мужем разладились. Он не считал ее созданной для кино. Радость ей приносила только работа. Родившаяся в браке дочь Варвара нуждалась во внимании. После развода стал меняться репертуар, и Алиса Бруновна ушла в БДТ.
«Служебный роман» и мушкетеры
Ситуация изменилась в 70-е. Актриса снялась у Леонида Квинихидзе в комедии «Соломенная шляпка» и драме Евгения Хринюка «Анна и командор» (вместе с Василием Лановым). Однако наибольшую известность Алисе Фрейндлих принес «Служебный роман» Эльдара Рязанова.
В комедии Рязанова она сыграла Людмилу Прокофьевну Калугину, которую сослуживцы за глаза называют Мымрой. Вместе с Фрейндлих в картине снялся Андрей Мягков. Это был уже второй опыт их совместной работы, до этого они работали вместе на съемках комедии «Похождения зубного врача». Но если фильм Элема Климова про врача-стоматолога лег на полку и до советского зрителя дошел уже в конце 80-х, то «Служебный роман» оказался весьма успешным и стал фильмом года (а Фрейндлих и Мягков были признаны актерами года по опросу «Советского экрана»).
Не меньшей удачей стала для Фрейндлих и трехсерийная экранизация романа Александра Дюма-отца, вышедшая под названием «Д’Артаньян и три мушкетера». В нем актрисе досталась роль королевы Франции Анны Австрийской.
Отметилась актриса и у Андрея Тарковского. В его культовом фильме «Сталкер» она сыграла одну из главных ролей – жену заглавного героя.
В 80-е вышли еще несколько знаменитых картин с участием Алисы. Это и «Жестокий романс», где она сыграла вместе с Ларисой Гузеевой, Никитой Михалковым и Андреем Мягковым, и «Агония» Элема Климова, посвященная смерти Григория Распутина и последним дням царской России. «Агонию» Климов снял еще в 70-е, но фильм положили на полку и до зрителя он дошел только во времена Михаила Горбачева.
В 90-е актриса снималась нечасто. Она еще дважды сыграла Анну Австрийскую (в «Мушкетерах 20 лет спустя» и «Тайне королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя»), а также снялась у Валерия Тодоровского в «Подмосковных вечерах» и у Виталия Соломина в «Охоте».
Уже в XXI веке актриса попробовала себя на сериальной ниве, сыграв в таких образчиках жанра, как «Женская логика», «Васильевский остров» и «Марево», но на этом свои опыты остановила.
Среди полнометражных работ последних двух десятков лет – экранизация романа Дины Рубиной «На Верхней Масловке», байопик «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», где Алиса сыграла мать поэта-нобелиата Иосифа Бродского, балетная драма Валерия Тодоровского «Большой» и трагикомедия Владимира Котта «Карп отмороженный». Не обошлось и без еще одного воплощения образа Анны Австрийской, когда в 2009-м вышло на экраны «Возвращение мушкетеров».
За долгую театральную и кинематографическую карьеру актриса собрала множество наград. У народной артистки СССР есть три госпремии РФ (и еще одна времен РСФСР), четыре премии «Ника», две «Золотых маски», пять «Золотых софитов», один «Белый слон» и один «Золотой орел».
Кино
Отдельного разговора заслуживают роли Фрейндлих в кино. Потрясающая актриса снималась у многих именитых российских режиссёров. Но её путь в кино не был простым. Сначала Алисе доставались лишь эпизодические роли. Очень много времени занимала работа в театре, от киноролей иногда приходилось отказываться. Эту ситуацию удалось разрешить Эльдару Рязанову, который пригласил Алису в 1976 году для главной роли в своей картине «Служебный роман». Калугина Людмила Прокофьевна принесла Алисе звание «Лучшей советской актрисы» по опросу читателей журнала «Советский экран».
Роль в «Служебном романе» – одна из любимых у самой актрисы, хотя зрителям нравятся все героини в её исполнении, будь то королева Анна из «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров» или Харита Игнатьевна Огудалова из «Жестокого романса», баронесса де Шампеньи из «Соломенной шляпки» или Анна Вырубова из «Агонии». Пожалуй, всех фильмов, в которых снялась великолепная Алиса Фрейндлих, и перечислить не получится. Вот самые лучшие и запоминающиеся из них:
Год выхода картины на экран | Название картины |
1969 | «Вчера, сегодня и всегда» |
1974 | «Анна и командор» |
1976 | «Принцесса на горошине» |
1979 | «Сталкер» |
1981 | «Опасный возраст» |
1986 | «Тайна Снежной королевы» |
1988 | «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» |
1992 | «Мушкетёры двадцать лет спустя» |
2002-2006 | «Женская логика» |
2004 | «На Верхней Масловке» |
2009 | «Возвращение мушкетёров» |
2014 | «Линия Марты» |
Личная жизнь Алисы Фрейндлих
В биографии Алисы Фрейндлих были три брака. Первым ее мужем стал сокурсник Владимир Карасев. Они поженились, когда Алисе Фрейндлих было 22 года, но уже год спустя молодожены развелись.
Вторым супругом актрисы стал театральный режиссер и актер Игорь Владимиров. Вместе они прожили около 20 лет. В этом браке у Алисы Фрейндлих родилась дочь Варвара. Из-за занятости родители не много времени уделяли ребенку, за которым присматривала няня.
Хотя у девочки, носившей фамилию отца, были не самые лучшие оценки, она смогла поступить в ЛГИТМиК, после которого снялась в ряде картин. Она вышла замуж за Сергея Тарасова, который был одно время главой Заксобрания Санкт-Петербурга, а позже сенатором от Северной столицы.
В браке с Тарасовым Варвара родила двух детей: сына Никиту и дочь Анну. Хотя в итоге Варвара и Сергей расстались, Алиса Бруновна осталась в хороших отношениях с зятем. Свидетельством этому может быть и то, что в 2009 году она отменила свой юбилейный концерт, когда узнала о гибели Тарасова при подрыве «Невского экспресса».
С Владимировым Фрейндлих развелась в начале 80-х. По ее словам, причиной стало то, что муж волочился за другими женщинами и любил выпить.
Третьим супругом Фрейндлих был художник Юрий Соловей, который был на 15 лет младше актрисы. Они прожили вместе до 1990 года. Семья Алисы и Юрия, по словам Фрейндлих, распалась из-за того, что муж очень сильно рефлексировал на тему того, что супруга успешнее его самого.
Расставание сопровождалось тем, что Алиса общалась с властями, чтобы ее бывшему супругу дали квартиру. Однако вскоре Соловей сочетался браком с актрисой Риммой Шибаевой и переехал в Израиль.
Браки с мужьями и отношения с родными людьми
Несмотря на три брака и многочисленных поклонников, Фрейндлих так и не обрела женского счастья в личной жизни. Она не скрывает, что была любима и желанна, только вот ее избранники не могли смириться с ее творческим успехом и востребованностью. Со своим первым мужем, Владимиром Карасевым, она училась в одном вузе. Молодые люди не стали ждать окончания учебы и уже на третьем курсе сыграли свадьбу. Супруги так и не успели создать крепкую семью и родить детей, расставшись сразу после выпускного вечера.
Алиса Фрейндлих с первым мужем Владимиром Карасевым
Когда начинающая актриса играла на сцене театра имени Комиссаржевской, состоялась ее первая встреча с будущим мужем, Игорем Владимировым. Опытный режиссер был приглашен туда для постановки одного из спектаклей. Уже тогда между ними проскочила искра, но роман начался позднее, когда Владимиров стал руководить театром имени Ленсовета, куда вскоре пришла и Алиса.
со вторым мужем Игорем Владимировым
Режиссер был старше актрисы на 16 лет, к тому за его плечами было уже два брака. Вскоре талантливая красавица приняла предложение мужчины, которого она не только уважала, но и полюбила. В 1968 году у супругов родилась дочь Варвара. Но этот семейный союз не выдержал разногласий и проблем, и в начале 80-х годов они решили подать на развод.
Юрий Соловей
Принимая участие в «Варшавской мелодии», Фрейндлих увлеклась своим коллегой, Юрием Соловеем, после чего этот служебный роман перерос в семейные отношения. Помимо актерской работы, ее третий муж имел талант художника, хотя нигде не обучался этому ремеслу. Однако, он никак не мог себя реализовать, из-за чего между супругами часто происходили ссоры. Этот брак продержался около 14-ти лет, измотав порядочно актрису. После развода она некоторое время пролежала в больнице. О бывшем муже Алисы Бруновны долгое время ничего не было слышно, лишь не так давно стало известно, что он уехал из России и обосновался в Европе.
Варвара Владимирова – дочь Алисы Фрейндлих
Дочь артистки решила пойти по стопам звездной мамы и даже прошла обучение в театральном институте, но все это время Варвару постоянно сравнивали с ней, что не давало ей продемонстрировать свою актерскую самостоятельность. Она имеет несколько работ в полнометражных фильмах, а сейчас выходит на сцену вместе со звездной мамой. Дочь была замужем за политическим деятелем Сергеем Тарасовым, с которым воспитывала сына Никиту и дочь Анну. Зять актрисы трагически погиб в 2009 году во время крушения поезда, где он тогда находился.
бабушка, дочь и внучка. Фото с Инстаграм Анны Тарасовой https://www.instagram.com/annatarasova/
Внучка Алисы Бруновны выбрала профессию продюсера. В 2021 году 23-летняя Анна вышла замуж, а ее избранником стал актер Алексей Мышинский, на счету которого уже несколько работ в кино. Внук Никита занялся также творческой профессией: он получает образование в школе-студии МХАТ и одновременно занимается развитием карьеры. Фрейндлих так и не вышла больше замуж, однако, она не чувствует себя одинокой, всегда окруженная любимыми людьми и друзьями. Сейчас актриса соблюдает строгий режим и находит время, чтобы поспать после обеда. Все это помогает ей набраться сил и играть в спектаклях. Часто Алисе Бруновне приходится выходить на улицу лишь по вечерам, чтобы поклонники не атаковали ее просьбами дать автограф и сфотографироваться с ней на память.
Здоровье Алисы Фрейндлих
В конце декабря 2021 года у Алисы Фрейндлих была диагностирована коронавирусная инфекция. Алису Фрейндлих с коронавирусом доставили в больницу, где она и встретила Новый год под наблюдением врачей.
Изначально состояние здоровье Алисы Фрейндлих оценивалось как стабильно тяжелое. Однако в начале января 2021 года медики сообщили, что наблюдается небольшой прогресс. По их словам, сейчас у Алисы Фрейндлих заметно снижена степень поражения легких.
Хотя актриса продолжала активно работать несмотря на преклонный возраст, ее самочувствие и ранее давало о себе знать. В 2011-м она перенесла операцию на кишечнике. Связана она была с последствиями курения (курить Алиса Бруновна начала, когда умерла ее мать).
Биография
Алиса Фрейндлих известная актриса, сыгравшая во многих полюбившихся советскому и российскому зрителю фильмах. Биография этой актрисы стоит того, чтобы поговорить о ней. Всенародную славу Алисе Бруновне принесла роль Людмилы Прокофьевны Кулагиной в картине «Служебный роман». Последующие фильмы: «Д’артаньян и три мушкетера», «Жестокий романс», «Соломенная шляпка» и др. продолжали увеличивать актрисе успех и популярность.
Жизнь в цифрах
Личная жизнь | Служба в театре | Роли в кино |
1. Владимир Карасев (1956-1957)
2. Игорь Владимиров (1961-1981) 3. Юрий Соловей (1981-1990) |
1. Театр им. Комиссаржевской (1957-1961) – 10 ролей.
2. Театр им. Ленсовета (1967- 1983) – 21 роль 3. БДТ (с 1983 по настоящее время)– 16 ролей |
73 роли |